Согласно старинному преданию, Табынская чудотворная икона приснилась путешествовавшему по Семиречью (восток Казахстана) старцу-монаху в ночь, когда он ночевал в стогу сена близ станицы Табынской (ныне территория Башкирии). О видении провидец рассказал монаху-иконописцу, и тем же летом икона была написана и помещена в церкви той же станицы Табынской. Иконописный образ в дальнейшем необъяснимо скрывается и несколько раз является людям, укрепляя верующих, и позволяя убедиться в присутствии в этом мире чудес, которые недоступны простому разумению.
Первое явление Табынской иконы Божьей Матери произошло в конце XVI века. Как гласит предание, икону увидел иеродиакон Амвросий, монах-насельник Вознесенской пустыни, расположенной в живописном месте начала отрогов Уральских гор, где солёные ключи впадали в реку Усолку. Проходя мимо солёного источника, он услышал неземной голос: «Да потщится правоверная братия, богоспасаемой обители прияти Мя во храм Господа Моего», осмотрелся и увидел на большом камне икону Божией Матери. Братия торжественно принесли икону в обитель и поместили в храм, отслужив перед ней молебен. Но наутро икона чудесным образом оказалась на монастырских вратах. Трижды братия обители возвращали икону в храм, но, приняв благословение свыше, оставили чудотворный образ на вратах, построив над ним часовню. Сюда потекли паломники, сразу стали происходить исцеления. В скором времени икона бесследно исчезла.
Второе явление образа Табынской Божьей Матери произошло около 1597 года у того же источника. Узнав о многочисленных чудесах, совершавшихся пред чудесным образом, царь Фёдор Иоаннович даровал новые земли, на которых архиепископ Гермоген построил Пречистенский монастырь. В 1663 г. пустынь была разрушена, и образ Табынской Божией Матери исчез на 100 лет.
Третье явление чудотворной иконы произошло в 1692 г. На месте запустевшей обители, в Солеваренном городке. Планировавшееся восстановление монастыря не осуществилось, и с 1708 г. образ снова бесследно пропал.
Четвёртое явление чудотворной иконы произошло через 50 лет, в 1765 г. в том же месте, где её обрели впервые. Предание рассказывает о трёх мусульманах-башкирах, пасших скотину у солёных ключей. Увидев на камне образ Божией Матери, они бросились рубить топором икону, расколов её на две части. Совершив святотатство, пастухи ослепли. Они испугались, стали плакать и молиться: «Не уйдём, пока нас русский Бог не исцелит». Икону не могли сдвинуть с места, пока не пришёл русский священник. Икону принесли в ближайшую деревню. Сразу рекой потекли исцеления. Первым из излечившихся стал потерявший зрение башкирин-пастух, впоследствии принявший крещение и доживший до 130 лет. Утром икона, к общей скорби, вновь исчезла, и нашлась в Вознесенском храме Табынского острога.
Уже менее чем через 10 лет после четвёртого явления Табынской иконы Божией Матери возникла традиция крестных ходов со святыней, в которых численность крестоходцев могла доходить до нескольких сотен тысяч.
В 1918 г. у Оренбурга на очередной крестный ход напали красные. Икона была отобрана и выброшена в грязь. Чудотворный образ спас атаман Дутов и вывез за границу. Долгое время икона находилась в Китае, и местные жители глубоко почитали русскую святыню. Но с 1950 г. икона вновь пропала. Сейчас местонахождение покровительницы Уральского края неизвестно.
Согласно преданию, Табынская икона явилась в 9-ю пятницу после праздника Пасхи. Ныне этот день празднуется всем народом, а Божия Матерь отмечает этот день великими чудесами.