Монашествующие Златоустовской епархии приняли участие в работе профильного направления XXX Международных образовательных чтений

23 мая 2022 года началась работа монашеского направления XXX Международных образовательных чтений. Тема нынешнего, юбилейного форума, перенесенного как и год назад, из-за январских эпидемиологических ограничений на послепасхальный период: «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность».
 
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА работу направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» организует профильный Синодальный отдел во главе с его председателем, митрополитом Каширским Феогностом, викарием Святейшего Патриарха, наместником Донского ставропигиального мужского монастыря Москвы. Ответственный секретарь направления – игумения Иулиания (Каледа), заместитель председателя Отдела, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря Москвы.
 
Заседания прошли в режиме видеоконференции,транслируемой на YouTube-канале и в видеочате Telegram-канала СОММ; трансляция осуществляется из ставропигиального женского монастыря Москвы Марфо-Мариинской обители милосердия.
 
По благословению епископа Златоустовского и Саткинского Викентия в работе конференции приняли участие секретарь Епархиального совета архимандрит Иннокентий (Третьяков), ключарь Серафимовского кафедрального собора архимандрит Фаддей (Чередниченко), настоятель Никольского храма иеромонах Алексий (Стюрьев), иеромонахи Пётр (Глушак) и Иоанн (Шитоев), иеродиакон Роман (Глушак).
 
Онлайн-трансляция была организована в помещении Симеоновского храма Златоуста.
Пленарное заседание возглавил митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор. Куратором выступила игумения Иулиания (Каледа). В президиуме присутствовала настоятельница Марфо-Мариинской обители игумения Елисавета (Позднякова).
 
Совершив молитву и пропев пасхальный тропарь, участники приступили к слушаниям заявленных докладов. 

Выступление митрополита Тульского и Ефремовского Алексия носило название «О неотмирности монашеского жительства». Владыка Алексий с самого начала сделал акцент на связи темы доклада с пророческими словами Спасителя об «узком пути» (Мф. 7:14) самоотвержения, о необходимости волевого преодоления своих страстей теми, кто последует за Ним в подвиге любви и смирения. Отказ от мира есть вхождение души в саму себя, сосредоточенность, восстановление всего духовного существа, возвращающегося к общению с Богом. Монашество как способ осуществления идеала христианской духовной жизни знаменует собой высшую ступень такого состояния, сказал митрополит Алексий, сославшись на мысль В.Н. Лосского и процитировав высказывания на эту тему преподобного Иоанна Лествичника и святителя Григория Паламы.

С опорой на святых отцов древности и подвижников более близких к нам времен высокопреосвященный владыка поделился суждениями о силе молитвы, связывающей человека с Создателем, и о плоде молитвы – Божественной любви, совершенствующей человеческую природу. Особый путь монашества – тройственное единство молитвы, воздержания и любви. Этот вектор направлен от соблазнов и страстей мира, через отречение и смирение – к Богу. «Любовь к Богу доказывает себя любовью к людям, смирение перед Ним обретает дыхание в молитве, отречение от мира для Него отрекается от зла в воздержании. Если человек возлюбил своего Господа, то так же искренно он пойдет к этим трем образам совершенства, сознавая их как единый путь к Нему», – сказал в завершение митрополит Алексий.

Затем выступил с докладом митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор. Тему «Монастыри как хранители чистоты веры и предания Церкви в истории Святой Руси» владыка раскрыл как в аспекте историческом, так и с точки зрения духовной сути монашества, которая имеет основанием «неотмирность» христианской Церкви в целом. Его Высокопреосвященство остановился на подробном рассмотрении двух ярких периодов развития миссии русских монастырей через призму иноческого служения и подвига двух угодников Божиих, просиявших на древней Смоленской земле, а именно – преподобного Авраамия Смоленского и преподобного Герасима Болдинского.

Преподобный Авраамий подвизался в конце XII –начале XIII века, в период наивысшего расцвета Смоленского княжества, когда оно было одним из культурных центров Руси. Учительство и просвещение паствы в вере стало главным призванием преподобного Авраамия, который на этом поприще не только снискал благодарность современников, но и претерпел жестокие гонения. Духовное наследие одного из первых православных святых доныне бережно сохраняется и изучается на Смоленщине: наряду с церковным почитанием преподобного регулярно проводятся научные конференции, посвященные его памяти.

Вторым «исполином духа», о котором рассказал митрополит Исидор, был преподобный Герасим Болдинский (первая половина XVI в.), выдающийся подвижник и основатель четырех монастырей. Главной из этих обителей стал Свято-Троицкий Болдин монастырь, который в минувшем году отметил 490-летие основания и 30-летие возрождения. Преподобный Герасим, духовный наследник преподобного Сергия Радонежского, первый распространитель почитания Игумена земли Русской, а также ученик и соратник святого Даниила Переславского, – является ярким выразителем русского идеала святости.

Благодаря таким личностям, подчеркнул владыка Исидор, идеал Святой Руси смог сохраниться в недрах народного сознания и в наступивший позднее период церковных реформ, гонений на монашество, внедрения секулярной культуры. «Духовная сущность и миссия русского иночества, которую Святая Русь стяжала подвигами сонма святых угодников Божиих, до сего дня остается главной духовной силой Православия», – этим утверждением владыка митрополит завершил свое выступление.

Епископ Лидский и Сморгонский Порфирий, председатель Синодального отдела по делам монастырей и монашеству Белорусского экзархата Московского Патриархата, посвятил доклад главному монашескому деланию, о чем свидетельствовало само его название «Монастырь – место молитвы». В согласии с мыслями, прозвучавшими в предыдущих выступлениях, владыка Порфирий подчеркнул: цель жизни в монастыре – это соединение с Богом через молитву.

Однако молитва невозможна без послушания духовнику и братии; хорошим монахом не сможет стать человек, не расположенный к смирению и отсечению своей воли. В наше время эти добродетели подвергаются большим испытаниям в силу господствующих в миру жизненных установок. Поэтому очень важно, чтобы настоятель и старшая братия показывали новоначальным пример послушания, любви, доброго отношения друг к другу. Его Преосвященство напомнил в связи с этим, как бережно и терпеливо относился к своим духовным чадам архимандрит Софроний (Сахаров), следуя духу своего старца – преподобного Силуана Афонского. Истинный духовник прежде всего берет на себя труд молитвы за окормляемых им людей, несет тяготы их грехов и ошибок и одновременно стремится взрастить в них видение небесной правды и красоты, которое освобождает человека от «плена миру».

После перерыва работа продолжилась на заседании секции «“Царство мое не от мiра сего” (Ин. 18:36): о хранении монашеских обетов в условиях современного мира». Ее возглавил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, председатель Комиссии по вопросам организации жизни монастырей и монашества Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.

Игумен Иероним (Миронов), наместник Свято-Николаевского Верхотурского мужского монастыря в своем выступлении «О внешнем и внутреннем отречении от мира в современных монастырях» напомнил, что высшим выражением иноческого жития является постриг в Великую схиму («сугубое умерщвление от мира»). Это означает, что в монашеском подвиге определяющее значение имеет именно отречение от мира, что закреплено и в постановлениях Церковных Соборов. Важным способом достижения этой добродетели является соблюдение внешних правил (воздержание от разговоров на мирские темы, воспоминаний о прежней жизни, родственниках и др.), но особенное значение имеет внутреннее отречение от мира, как отречение от греха. Ведь ни пустыня, ни монастырь не спасают, если зло мира остается в сердце инока.

Затем докладчик рассказал о составляющих монашеского делания, требующих отречения, без которых непредставима жизнь инока. Среди них – молитва, внутреннее безмолвие, воспитание воли, которую монах призван направлять к Богу… Далее отец Иероним акцентировал внимание участников на том, что подлинное освобождение от рабства плоти, от того, что ниже человека по естеству, происходит именно в монашеской общине, в Церкви, понимаемой как мистическое Тело Христово (по апостолу Павлу). И что путь духовного исцеления есть в тоже время и общественное делание, ибо духовно исцелившийся человек становится общественно полезным, а возрожденный Божественной благодатью – полезен особенно. Богатством же и опорой в деле духовного исцеления является наш ум, пребывающий в Боге.

Завершая свое выступление, игумен Иероним сказал, что отречение от мира вовсе не является бегством от мирских проблем, а напротив – наиболее действенным способом их преодоления, а монастырь, который населяют преображенные Божественной благодатью иноки, преображает и окружающую его внешнюю среду.

Тема доклада митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия «Не любите мира, ни яже в мире», стала поводом для важного разговора об обмирщении монашеской жизни. По мнению владыки, сегодня этому процессу во многом способствуют современные информационные технологии, с помощью которых инок, оставивший мирскую жизнь, легко может в нее вернуться, даже не выходя из кельи. Помимо новых вызовов, по-прежнему опасными для иночества остаются соблазны нарушения монашеских обетов, уменьшение строгости монашеской дисциплины, духовное расслабление вместо подвига. Все это – различные формы обмирщения, которые приводят к полному разладу монашескую жизнь и разрушают инока.

Владыка напомнил, что монашество начиналось с практики решительного отречения от мира. Позже возникла иная форма – общежитие или киновия, которая, однако, тоже требовала прекращения контактов с людьми за исключением братии. Выражением отречения было и принесение монашеских обетов.

С проблемой обмирщения, то есть с попыткой снизить высоту монашеского подвига и вернуть инока в мирские дела и заботы, монашество столкнулось с самых ранних времен своей истории. Примерами из жизни современных монастырей митрополит Георгий проиллюстрировал вызовы, с которыми сталкивается монашество сегодня. Особо владыка остановился на факторах, которые могут при отсутствии к ним должного внимания со стороны руководителей монашеских общин, становиться причинами обмирщения в наши дни. Но сам факт существования монашеских обителей в XXI веке, по мнению председателя Комиссии по вопросам организации жизни монастырей и монашества Межсоборного присутствия, свидетельствует о том, что монашество – это подлинный и завещанный Христом путь достижения высшего совершенства.

Иночество не просто сохранилось, а стало центром духовной жизни Православной Церкви, и произошло это благодаря тому, что во все времена находились подвижники благочестия, которые возгревали огонь монашеской молитвы. Заканчивая свое выступление, митрополит Георгий призвал причастных к монашеской традиции поддерживать здоровый дух в собственной жизни и жизни тех, кто вверен Богом попечению руководителей монастырей, ведь именно монашество дает христианину возможность достичь цели христианской жизни в ее наиболее совершенном виде.

Первый день Чтений в рамках монашеского направления завершил доклад игумении Евпраксии (Инбер), настоятельницы Свято-Вознесенского монастыря города Орша Тверской епархии: «О нестяжании и хранении общежительного устава в монастыре».

Напомнив, что сейчас практически все возрожденные и новые монастыри в России устраивают свою жизнь по общежительному уставу, игумения Евпраксия в своем выступлении сосредоточила внимание на монашеском обете нестяжания. Матушка Евпраксия отметила, что общежительный монастырь дает монаху особую возможность исполнять этот обет, поскольку там он избавлен от необходимости самому заботиться о жизнеобеспечении – эта забота возложена как послушание на настоятеля и его помощников.

Насельнику монастыря важно понимать, какова цель нестяжания. По слову преподобного Иоанна Кассиана Римлянина и других святых отцов, эта цель – чистота сердца и неразрывно связанная с ней добродетель смирения. Тем самым нестяжание становится неотъемлемой частью духовной жизни монаха, внутреннего его устроения. С этой точки зрения становится более понятна и взаимосвязь всех трех монашеских обетов: послушания, нестяжания и целомудрия.

Если же рассматривать обет нестяжания сквозь призму главной цели монашества – стяжания Духа Святого и обожения, то он является отказом, от всех «накоплений», собранных в миру, в пространстве душевной жизни, подверженной страстям. Монаху нужно стать по-настоящему нищим духом, освободив свое сердце для Бога, – что невозможно без постоянной внутренней борьбы с образами мира сего, которыми нагружен практически каждый человек, приходящий ныне в монастырь. В монашестве и предстоит человеку все это отбросить как ненужный, отработанный материал, чтобы не вливать вина нового в мехи ветхие, отметила игумения Евпраксия.

Вывод, который сделала матушка в конце своего доклада, звучал так: единственное, на стяжание чего монах имеет право, – благодать Духа Святого, это и есть цель и задача исполнения обета нестяжания.

По окончании выступлений докладчики ответили на вопросы участников форума.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *