Вечная память митрополиту ФЕОФАНУ (Ашуркову)

20 ноября отошел ко Господу митрополит Казанский и Татарстанский Феофан, в прошлом возглавлявший Челябинско-Златоустовскую епархию. Почившему было 73 года.

Владыка Феофан (в миру – Иван Андреевич Ашурков) родился 21 мая 1947 года в поселке Дмитриевская колония Дмитриевского района Курской области.

Отец, Андрей Егорович (1908–1992), еще в молодости освоил профессию плотника. Работал в строительной артели, возводил дома для сельчан, занимался распиловкой бревен и досок. Выросший в религиозной семье, он не принимал советскую власть. Как и его родители, принципиально не вступал в колхоз. Однажды, несмотря на угрозу расстрела, Андрей отказался работать в светлый праздник Пасхи. От верной гибели спас случай: по дороге к месту расстрела встретился районный начальник, приказавший отменить наказание.

Считая защиту Отечества священной обязанностью любого православного человека, в первые дни Великой Отечественной войны ушел на фронт. Воевали и все его братья. Антон и Стефан погибли. Никита и Никифор заслужили звание Героев Советского Союза. Сам Андрей Егорович воевал в пехоте, побывал в немецком плену. После побега вернулся в свою часть. Пребывание во вражеском тылу стало причиной отправки в штрафбат. Он много раз бывал на волосок от смерти, получил тяжелейшее ранение, но выжил. После госпиталя вернулся в строй и дошел до Берлина. Награжден боевыми орденами и медалями.

Односельчане уважали Андрея Егоровича за принципиальность и за верность данному слову.

Мать, Александра Ермолаевна, несмотря на то, что не получила должного образования, обладала поистине литературным складом речи. Природа наделила ее недюжинным умом и чудесным песенным даром. Отменная рукодельница, она прекрасно владела и иглой, и швейной машинкой. Это умение помогало выживать в самые тяжелые времена. Заказов было хоть отбавляй, а расплачивались – кто деньгами, кто продуктами. Даже в войну, благодаря Александре Ермолаевне, семья не голодала.

Переживать тяготы и лишения военных лет ей, проводившей мужа на фронт и оставшейся с четырьмя малолетними детьми, помогала и вера в Бога. Во время оккупации фашисты, забавляясь, поставили девятилетнюю дочку Тоню к стенке и начали стрелять поверх ее головы. К счастью, ни одна пуля не попала, и мать до конца своих дней была убеждена в Божьем благоволении к дочери. Александра Ермолаевна была человеком с огромной самоотдачей, поразительной преданностью тем, кого любила. Соседи часто приходили к ней со своими бедами и проблемами. Она старалась помочь, чем могла.

В семье Ашурковых было шестеро детей: Григорий, Антонина, Николай, Михаил, Константин и Иван. Какие бы заботы и трудности не обременяли родителей, они обязательно посещали воскресные и праздничные богослужения. С самого младенчества ребятишек брали в храм, который находился в соседнем селе – за четыре километра. Неотменяемо было в семье ежедневное утреннее и вечернее общее чтение молитвенного правила перед домашними иконами: святых образов в доме находилось немало.

В первый класс Иван пошел в 1955 году. Начальная школа располагалась в обычной деревенской хате, которая одновременно служила жилищем для учительницы Ефросиньи Андреевны. Все классы – с первого по четвертый – занимались вместе. Ефросинья Андреевна не просто обучала грамоте, но и прививала любовь к знаниям. Учила на примерах из жизни, рассказывала много удивительных историй. Особенно запомнились походы в лес, во время которых учительница рассказывала об истории края, растениях и животных, встречавшихся в их местности.

С пятого класса продолжать учебу пришлось в соседней деревне. Ежедневно надо было пройти не менее четырнадцати километров. Но даже мысли не возникало прогулять занятия. Иван, его братья и сестра всегда были одними из лучших учеников.

После окончания школы Иван поступил на энергетический факультет политехнического института, но вскоре понял: это не его. Сам отправился в военкомат. Служил в войсках связи. Общаясь со сверстниками, стал понимать, что его внутренний мир основан на ином мировоззрении. «Нередко возникали соблазны отступить от нравственных норм веры, но что-то останавливало». К моменту демобилизации Иван твердо знал, что посвятит себя служению Богу.

С 1969 по 1970 год нес послушание в Успенском кафедральном соборе города Смоленска. Затем поступил в Московскую духовную семинарию. По результатам вступительных экзаменов был принят сразу на второй курс семинарии.

Экстерном окончив семинарию, в 1972 году продолжил обучение в Московской духовной академии. Рядом текла жизнь братии Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Прекрасное пение лаврских хоров, духовная красота иноческого жития пробуждали в сердце Ивана желание принять монашеский постриг.

В 1973 году он стал послушником в братстве Троице-Сергиевой лавры и через положенный срок пострижен в монашество с именем Феофан в честь преподобного Феофана Исповедника. Через год был рукоположен в сан иеродиакона, а в1976 году – в сан иеромонаха.

Окончив академию со степенью кандидата богословия, которую ему присвоили за кандидатскую работу «Догматическое учение святителя Василия Великого», иеромонах Феофан был зачислен в аспирантуру.

В 1977-1982 годах нес послушание в Русской духовной миссии в Иерусалиме, куда был направлен по определению Священного Синода. На протяжении пяти лет имел возможность ежедневно прикасаться к величайшей христианской святыне – Гробу Господню и другим дорогим верующему сердцу святыням.

Впоследствии нес послушание секретаря экзархата Центральной и Южной Америки в далекой Аргентине. Там познакомился с нынешним главой Римской католической церкви – папой Франциском, который был ректором местной семинарии. Они неоднократно встречались на богословских семинарах. Главу Римско-католической церкви владыка Феофан запомнил как вдумчивого и толкового человека без крайностей, приверженца традиционных ценностей.

По возвращении в Россию служил в отделе внешних церковных сношений Московского патриархата. В 1989 году отца Феофана направили экзархом патриарха Московского при патриархе Александрийском и всей Африки.

Во время вооруженного противостояния между двумя ветвями власти в октябре 1993 года в Москве активно участвовал в примирении конфликтующих сторон. Неоднократно лично проводил переговоры в осажденном Белом доме с вице-президентом А.В. Руцким, председателем Верховного Совета Р.И. Хасбулатовым и другими участниками конфликта.

По представлению митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла архимандриту Феофану было поручено ответственное и сложное послушание – заместителя председателя ОВЦС. На протяжении шести лет он служил на ниве межцерковных связей.

В 1999 году был назначен представителем Патриарха Московского при патриархе Антиохийском и всего Востока.

26 ноября 2000 года в Богоявленском кафедральном соборе в Москве была совершена хиротония архимандрита Феофана в сан епископа Магаданского и Синегорского. Под его руководством началось стремительное развитие епархии. Стартовало возведение грандиозного кафедральный собор, открыты приходы в отдаленных поселках области.

Управление епархией епископ Феофан сочетал с участием в работе Межрелигиозного совета России. Именно он в начале войны в Ираке возглавлял делегацию Русской Церкви, направлявшуюся в Багдад с миротворческой миссией.

Священным Синодом в 2003 году преосвященному Феофану определено было стать епископом Ставропольским и Владикавказским. Он возглавил одну из самых больших епархий, в состав которой входило шесть субъектов РФ: Ставропольский край, Республика Северная Осетия-Алания, Чеченская республика, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская республика и Карачаево-Черкесская республика.

На Северном Кавказе епископ Феофан многое сделал для укрепления православной веры и сохранения межнационального мира: строил храмы, часто общался с молодежью, выстраивал отношения с представителями ислама, с местными властями. «В совместном делании добра мы находили взаимопонимание, ибо всех нас объединяла одна цель: упрочение мира и стабильности в нашем общем доме – на Кавказе», – говорил он.

Во время теракта в Беслане в 2004 году находился в оперативном штабе по освобождению заложников и лично принимал участие в спасении детей. Пострадавших владыка Феофан размещал в монастырях епархии: в больницах в это время не хватало мест. В последующие недели и месяцы совершил несколько поездок в Беслан и Владикавказ, подолгу беседовал со своей паствой, нуждающейся в духовном руководителе.

В августе 2008 года по указу архиепископа Феофана Богоявленский Аланский женский монастырь в Северной Осетии открыл реабилитационный центр для детей, пострадавших во время боевых действий в Южной Осетии. 22 марта 2011 года получил перевод на Южный Урал.

Заняв челябинскую кафедру, стремился активизировать церковную жизнь в регионе. При нем было создано несколько десятков новых приходов, возникла женская монашеская община в селе Булзи.

По инициативе митрополита Феофана была расширена информационная деятельность Челябинской епархии. Интернет-сайт Свято-Симеоновского кафедрального собора sobor-chel.ru, начавший свою работу в январе 2007 года, в 2011-м был перепрофилирован и стал исполнял функции официального сайта Челябинской епархии (он играл эту роль до конца 2014 года). С февраля 2012 года начал выходить официальный орган «Челябинские епархиальные ведомости», с весны 2013 – епархиальный детский журнал «Колокольчик».

Еще до назначения на челябинскую кафедру преосвященного Феофана, в 2010 году, областными и городскими органами власти было принято долгожданное решение о возвращении верующим храма святого Александра Невского в Челябинске. Начался четырехлетний период совместного использования здания. Митрополит Феофан держал на контроле процесс возвращения, совершал в храме богослужения, добивался в органах власти, чтобы музыкальный инструмент покинул храм в запланированные сроки. Последний органный концерт прошел в ноябре 2013 года, а в январе 2014-го музыкальный инструмент был перенесен в концертный зал «Родина». С этого времени в Александро-Невской церкви на Алом поле началась полноценная общинная жизнь: здесь ежедневно совершаются богослужения, работает воскресная школа, ведется реставрация старинного храма.

По инициативе владыки Феофана был подписан целый ряд соглашений и договоров о сотрудничестве. В 2011 году Челябинская епархия заключила соглашение о взаимодействии с Управлением Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Челябинской области, соглашение о сотрудничестве с администрацией города Челябинска, соглашение с Челябинской государственной академией культуры и искусств о сотрудничестве в сфере духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи. В 2012 году было заключено соглашение о сотрудничестве с министерством образования и науки Челябинской области.

Немалое внимание митрополит Феофан уделял вопросам православного просвещения. В 2011 году в Челябинской епархии впервые открываются курсы для катехизаторов – специалистов, которые должны проводить беседы с людьми, желающими принять святое крещение. В 2013 году произведен первый набор студентов на специальность «Теология» в Южно-Уральском государственном университете. Они приступили к изучению гуманитарных дисциплин, связанных с историей и культурой православия. (Летом 2018 года первым челябинским бакалаврам теологии были вручены дипломы.)

26 июля 2012 года стало заметной вехой в истории православия на Южном Урале. Священный Синод разделил Челябинскую епархию (до той поры совпадавшую по территории с Челябинской областью) на три самостоятельные епархии: Челябинскую, Троицкую и Магнитогорскую. Одновременно Священный Синод учредил Челябинскую митрополию, которая вобрала в себя три этих епархии. Главой митрополии был назначен архиепископ Феофан, который в этой связи был возведен в сан митрополита.

«Каковы задачи митрополии? Поставлено много задач, которые сегодня решать Церковь. Это активное социальное служение, миссионерское служение, образовательная деятельность в школах, армии, больницах…. Имея такую огромную епархию, как наша, невозможно одному епископу все охватить. Каждый понимает, что руководитель задает тон. Чтобы приблизить его к людям, дать возможность более эффективно действовать, и создаются митрополии. Какова роль митрополита? Это координатор. Он выходит с контакт с высшим руководством области, координирует деятельность епархии. Но это не значит, что митрополит должен вмешиваться по любому случаю в жизнь новых епархий, это было бы неправильно. Сами по себе епархии будут достаточно самостоятельны. Самое главное – двигаться в одном русле», – разъяснял митрополит Феофан журналистке газеты «Челябинский рабочий» Нине Чистосердовой.

23 мая 2013 года было заключено соглашение о социальном партнерстве между Челябинской митрополией и Челябинской областью. В этом же году было подписано соглашение о взаимодействии с пограничным управлением ФСБ России по Челябинской области.

Важнейшим событие стала торжественная закладка нового Христорождественского кафедрального собора, последовавшая 18 сентября 2013 года. «Что означает этот проект для нашего города, почему встал вопрос о строительстве нового кафедрального собора? По словам владыки Феофана, нынешний Свято-Симеоновский собор слишком мал по площади и уже не соответствует возросшим требованиям. Например, на Рождество не только храм, но и двор перед ним не смогли вместить всех желающих присутствовать на службе. После ввода будущего просторного собора, соответствующего высокому статусу города-миллионника, эта проблема будет снята», – писал журналист «Южноуральской панорамы» Евгений Аникиенко.

Следует отметить, что митрополит Феофан заботился о реставрации старинных церквей, но особое внимание уделял реставрации Покровского храма в селе Большой Куяш. Церковь была построена в первой половине XIX века в память о воинах, павших в войне с наполеоновской Францией. В 2012 года Россия отмечала 200-летие победы в той войне, а в Челябинской епархии было решено встретить славный юбилей восстановлением куяшского храма. 22 октября 2011 года правящий архиерей освятил для него новый купол. Начались регулярные богослужения. Возникла крепкая православная община. Покровский стал первым действующим храмом Кунашакского района.

30 мая 2014 года решением Священного Синода митрополит Феофан был переведен из Челябинска в Ульяновск, а в 2015 году стал главной Татарстанской митрополии. Здесь он не оставлял своих усердных архипастырских трудов, инициировал восстановление на историческом месте собора Казанской иконы Божией Матери в городе Казани.

20 ноября 2020 года митрополит Феофан умер от осложнений, связанных с коронавирусной инфекцией. Память о нем дорога православным южноуральцам. Митрополит Челябинский и Миасский Григорий и епископ Златоустовский и Саткинский Викентий с духовенством, скорбят в связи со смертью владыки Феофана. На Урале всегда будут поминать этого яркого, умного, мужественного, неординарного служителя Божия добрым словом и усердной молитвой.

Пресс-служба Челябинской епархии

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *