26 сентября 2017 года, в канун праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, епископ Златоустовский и Саткинский Викентий совершил всенощное бдение в Серафимовском кафедральном соборе г.Златоуста. Его Преосвященству сослужили: секретарь Епархиального управления протоиерей Дионисий Абрамов, руководитель протокольной службы иеромонах Герман (Мягченко), протоиерей Димитрий Кальда, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации иерей Сергий Сергеев, руководитель богослужебного отдела иерей Алексий Алексеев, диаконы Сергий Кочетов и Георгий Пынзару.
После великого славословия епископ Викентий совместно с духовенством совершил изнесение из алтаря Честного Креста Господня. Далее с особой торжественностью был совершен Чин Воздвижения. С сугубыми прошениями пять раз Крест возносился на все стороны света под пение стократного «Господи, помилуй» и с возливанием на него воды с благовониями. После чина Воздвижения было совершено поклонение Кресту и елеепомазание. Владыка обратился к верующим со словом проповеди.
На Руси чин Воздвижения Честного Креста известен с XIII столетия и является неотъемлемой частью богослужения праздника Крестовоздвижения. Он имеет многовековую историю. Самая ранняя запись этого чина сохранилась в так называемом Иеросалимском канонаре, относящемся по времени своего происхождения к 634–644 годам. В разных памятниках находим разнообразие в описаниях этого чина: одни описывают как чин совершается при служении Патриарха с сонмом духовенства, другие — лишь священника с диаконом. Святой Киприан Московский в своем послании от 1395 г. к новгородскому духовенству писал, что в день Крестовоздвижения Крест следует воздвигать во всякой церкви, пусть там будет даже только один священник. В старопечатном московском Типиконе 1641 г. появилось указание о том, что Крест воздвигают только в соборных храмах и монастырях, а в обычных приходских храмах на Крестовоздвижение бывает лишь поклонение Кресту, по чину Крестопоклонной недели. Такой обычай сохранился и по сей день: чин Воздвижения Креста совершается только в соборных храмах, где служит митрополит или епископ.
Епископ, взяв Крест и стоя на восток (к алтарю), начинает первое воздвижение — поднятие Креста вверх. Перед Крестом на некотором расстоянии становится диакон, держа в левой руке свечу, а в правой кадило, и возглашает: «Помилуй нас, Боже». Певцы поют сто раз: «Господи, помилуй». В начале пения «Господи, помилуй» епископ трижды осеняет Крестом на восток и при пении первой половины сотницы медленно преклоняет главу свою с Крестом насколько может ниже, «на пядь от земли». При пении второй половины сотницы он медленно поднимается. При пении в 97-й раз «Господи, помилуй» епископ выпрямляется и, стоя прямо, опять трижды осеняет Крестом на восток. Второе воздвижение епископ совершает, повернувшись к западу, третье — к югу, четвертое — к северу, пятое — вновь на восток. Певцы в это время также поют: «Господи, помилуй!». Затем начинается поклонение Кресту, во время которого певцы поют обычные стихеры.
Пресс-служба Златоустовской епархии