Послание митрополита Челябинского и Миасского Алексия духовенству и мирянам Челябинской митрополии в связи с началом Великого поста

О, как велик ты, день поста! Блажен, кто проводит тебя, как должно.

Всякий, кто подчиняется тебе, на крыльях возносится на небо.

Преподобный Ефрем Сирин

 

Возлюбленные о Господе пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

«Се ныне время благоприятно, се день спасения» (2 Кор., 6, 2), – говорит нам апостол Павел. С благодарностью Богу мы вступаем на путь спасительного поста – Святой Четыредесятницы. Последний год был непростым, «борьба с духами злобы поднебесными» продолжается и сегодня.

Время поста – время особых даров и благодати, когда Церковь призывает приложить особые усилия, чтобы с прощением грехов получить оправдание, освящение и духовную радость.

Как важно положить начало пути, который ведет нас навстречу Воскресшему Господу! Но как вступить на этот путь и что такое пост? Такие вопросы вновь и вновь встают перед нами.

Во время духовных подвигов Господь всегда рядом. Он по-особому слушает, принимает нас и спасает. Именно поэтому мы должны провести дни поста в послушании к Богу и Церкви, чтобы достойно встретить Воскресшего Спасителя и восславить Его чистым сердцем, сознавая, что Он принял страдания, крест, смерть и Воскресение за каждого из нас.

Богослужения Великого поста создают уникальную атмосферу, которая приводит человека к осознанию, что его душу влечет только земное, что он порабощен грехом и не имеет надежды ни на кого, кроме Бога, Который в силах ему помочь. Вместе со святителем Андреем Критским мы должны воззвать к нашей душе, пробудить её от греховного сна. Ведь создана она для того, чтобы прославлять Творца, а не для страстей, грехов и земных влечений.

Церковь на протяжении трех последних недель предлагала нам темы для размышления. Так она готовила нас к посту. Сейчас, когда мы уже начинаем свой путь, на богослужении будет преобладать чтение над пением, огонь свечи́ и лампады тускло освещать пространство храма, частые коленопреклоненные молитвы, а также великопостные напевы с глубоким смыслом создадут в нашей душе важное чувство умиления и сердечного сокрушения.

 

В первую подготовительную неделю мы слышали притчу о мытаре и фарисее. Фарисей начал перечислять свои добродетели. «Не такой я, как этот мытарь», – сказал он. А что сказал Богу мытарь? Преклонившись, воскликнул: «Боже, милостив буди мне, грешному» (Лк. 18, 13). Фарисей – человек благочестивый от рождения, – погубил свою праведность. А мытарь, который всю жизнь пользовался чужими несчастьями, участвовал в плодах чужих трудов, смог найти в своем сердце правильные слова покаяния.

В этой притче, наверное, каждый может узнать себя. Когда начинаем молиться, наш ум заполняют самые разные мысли, но не те, какие должны быть: мы начинаем вспоминать грехи ближних, как фарисеи начинаем их осуждать или просто о чем-то мечтаем, а иногда можем придумывать какие-то многословные молитвы, не понимая их смысла. А Господь прямо говорит, какая молитва более угодна Ему: искренняя, наполненная осознаем своей немощи и покаянием – какая была у мытаря.

Но покаяние приходит только тогда, когда мы понимаем, что в нашей жизни что-то идет не так. Что мы идем не по тому пути, что мы сбились! Как блудный сын, мы блуждаем в поисках того пути, что, как кажется нам, верен. Но Господь прямо сказал, что Он «есть Путь, Истина и Жизнь» (Ин. 14, 6), и в Евангелии этот путь назван «узкими вратами» (Мф. 7, 14). Это значит, путь неудобный, некомфортный, призывающий к изменению. Дорога эта – регулярное участие в богослужениях, частая исповедь, которая дает возможность и силы на изменение нашей души, а также Причащение Святых Христовых Таин. В Причащении мы соделываем наше сердце храмом Бога, где Он начинает действовать, а мы начинаем чувствовать, как что-то меняется: уходит суета, а остается только тихое, благодатное состояние, наполненное любовью.

Молитвы и покаяние – об этом мы только что говорили как о важном для соблюдения поста. Но есть еще и внешняя сторона. Пророк Исаия утверждал, что не угоден Богу пост, если человек соблюдает его «для ссор и распрей» (Ис. 58. 3-11). По словам пророка, пост заключается в том, чтобы «отдать голодному свою душу». В это время мы должны забыть о себе и научиться жертвовать. Об этом часто слышали и в Евангелии. Вспомним подготовительную неделю, когда размышляли над притчей о Страшном Суде. Христос прямо говорит, что наша загробная участь будет определяться добрыми делами: накормили ли мы голодного, напоили ли жаждущего, одели нагого, посетили больного.

Наше отношение к ближним определит нашу участь. Каждый знает, что рано или поздно всех ждет один конец. А последние годы еще раз показали, что смерть приходит неожиданно, как «тать в ночи», когда мы совсем не ждем. Вспоминая притчу о Страшном Суде, призываю вооружиться теми делами, о которых сказал Господь, особенно во дни Великого поста. За них как никогда будет требоваться отчет: как провели это время. Будем ухаживать, любить и беречь окружающих нас людей. Беречь людей – это не только активно помогать, но и не вводить их в соблазн. Мы с вами помним слова Господа о том, что «невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они проходят» (Лк. 17:1), поэтому, насколько возможно, мы не должны показывать себя «фарисеями», которые напоказ и добрые дела творят, и долго молятся. Мы должны, исполняя слова Спасителя, «явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом» (Лк. 6, 18).

Конечно, не будем забывать и про послушание, которое дает нам Церковь на этот период. Воздержание от пищи является не самым маловажным подвигом. По благословению духовника возможны послабления, но всё же мы должны приложить все усилия для выполнения послушания. Мы помним, что и Сам Господь постился сорок дней и сорок ночей. И на вопрос учеников об исцелении бесноватого отрока Он ответил: «Сей же род изгоняется только молитвой и постом» (Мф. 17, 21).

Цель нашей жизни в этом и состоит – изгнать из души грех и соделать ее жилищем Божиим, храмом Святого Духа.

Призываю каждого усилить свои подвиги в том, что предлагает Святая Церковь. Увеличим домашнюю молитву. Ограничим себя в еде. Чаще будем приходить на церковные службы и участвовать в Святых Таинствах. Каждый по своим силам пусть найдёт больше времени размышлять о Горнем. Тогда сможем насладиться Божиим миром, благодатью Господа Спасителя нашего в день Святой Пасхи, приняв Его в свое сердце. Аминь.

С Божиим благословением,

Алексий,

митрополит Челябинский и Миасский,

глава Челябинской митрополии

26 февраля 2023 года

г. Челябинск

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

шесть − четыре =