24 декабря 2020 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил ежегодное Епархиальное собрание духовенства города Москвы.
Дорогие Владыки, отцы и матушки игумении, братья и сестры!
Мы встречаемся в последние дни года, весьма непростого для каждого из нас, для Церкви, для нашей страны, для нашего народа, для всего человечества. Прежде, чем приступить к текущим вопросам, считаю важным исполнить печальный долг и вспомнить всех священнослужителей города Москвы и насельников ставропигиальных обителей, которые преставились в жизнь вечную со времени последнего епархиального собрания.
Это печальный и длинный список, который считаю необходимым огласить:
1. находившийся в Москве на покое митрополит Иона (Карпухин; †04.05.2020)
2. находившийся в Москве на покое митрополит Иов (Тывонюк; †01.12.2020)
а также почившие клирики г. Москвы:
3. протоиерей Георгий Ореханов (†20.01.2020)
4. протопресвитер Матфей Стаднюк (†26.01.2020)
5. протоиерей Всеволод Чаплин (†26.01.2020)
6. протоиерей Иван Разиньков (†02.02.2020)
7. священник Константин Скроботов (†24.02.2020)
8. иерей Владимир Щербаков (†21.03.2020)
9. протоиерей Александр Агейкин (†21.04.2020)
10. протодиакон Евгений Трофимов (†25.04.2020)
11. протоиерей Владимир Верига (†23.04.2020)
12. протоиерей Георгий Бреев (†29.04.2020)
13. диакон Андрей Молчанов (†03.05.2020)
14. протоиерей Евгений Корчуков (†03.05.2020)
15. протоиерей Владимир Бушуев (†09.05.2020)
16. диакон Алексий Майоров (†09.05.2020)
17. протоиерей Алексий Пеньков (†13.05.2020)
18. протоиерей Николай Дятлов (†18.05.2020)
19. диакон Александр Шевченко (†06.06.2020)
20. протоиерей Николай Ведерников (†09.06.2020)
21. священник Валерий Комзолов (†26.06.2020)
22. протодиакон Михаил Бороненков (†10.09.2020)
23. священник Александр Шумский (†16.09.2020)
24. протоиерей Александр Федоров (†06.10.2020)
25. протоиерей Димитрий Арзуманов (†12.10.2020)
26. протоиерей Димитрий Смирнов (†21.10.2020)
27. священник Георгий Каменев (†03.11.2020)
28. протоиерей Тимофей Гонтар (†15.11.2020)
29. протоиерей Сергий Махонин (†16.11.2020)
30. диакон Игорь Цыганов (†18.11.2020)
31. протоиерей Сергий Бирюков (†25.11.2020)
32. протоиерей Николай Киселев (†28.11.2020)
33. иеродиакон Ювеналий (Лапшин; †02.12.2020)
34. диакон Вячеслав Седых (†15.12.2020)
Почившие насельники монастырей:
35. монах Самуил (Мальков; †31.12.2019)
36. архимандрит Даниил (Воронин; †27.01.2020)
37. монах Вассиан (Чигилинцев; †05.03.2020)
38. монах Адриан (Алахвердиев; †21.04.2020)
39. монах Венедикт (Тарасевич; †21.04.2020)
40. игумен Игнатий (Амелькович; †26.04.2020)
41. монах Иосиф (Санин; †28.04.2020)
42. иеродиакон Никифор (Овчинников; †28.04.2020)
43. иеромонах Петр (Дикий; †28.04.2020)
44. схиархимандрит Никон (Деев; †29.04.2020)
45. иеромонах Онисим (Мальцев; †06.05.2020)
46. игумен Тихон (Барсуков; †06.05.2020)
47. иеродиакон Димитрий (Николаев; †07.05.2020)
48. архимандрит Лаврентий (Постников; †08.05.2020)
49. иеродиакон Каллист (Косулин; †08.05.2020)
50. архимандрит Илиан (Племенюк; †11.05.2020)
51. схиархимандрит Рафаил (Иванов; †12.05.2020)
52. иеромонах Модест (Панченко; †14.05.2020)
53. монах Симон (Байко; †14.05.2020)
54. игумен Ферапонт (Апполонов; †15.05.2020)
55. иеродиакон Поликарп (Сидоров; †27.05.2020)
56. игумен Аркадий (Смекалов; †05.06.2020)
57. монах Николай (Мохначев; †06.06.2020)
58. монах Николай (Муромцев; †23.06.2020)
59. иеромонах Феодор (Мухин; †23.07.2020)
60. архимандрит Герман (Чесноков; †08.08.2020)
61. послушник Александр Батарин (†27.08.2020)
62. монах Игнатий (Мороз; †06.10.2020)
63. иеромонах Филарет (Кочетков; †08.10.2020)
64. иеродиакон Илиодор (Гайриянц; †26.10.2020)
65. монах Аввакум (Кушниров; †26.11.2020)
66. схимонах Евфимий (Богомолов; †29.11.2020)
67. монах Варлаам (Кустов)
Почившие насельницы монастырей:
68. монахиня Екатерина (Вялых; †25.12.2019)
69. монахиня Стефанида (Савич; †15.01.2020)
70. монахиня Параскева (Крянге; †06.02.2020)
71. монахиня Арсения (Дуброва; †27.03.2020)
72. инокиня Сусанна (Федорова; †28.04.2020)
73. монахиня Александра (Рассказовская; †30.04.2020)
74. монахиня Сергия (Гостюнина; †09.05.2020)
75. монахиня Анастасия (Артемьева; †08.06.2020)
76. инокиня Моисея (Генкина; †08.06.2020)
77. монахиня Досифея (Панкеева; †21.06.2020)
78. монахиня Артемия (Прокофичева; †07.07.2020)
79. монахиня Вонифатия (Архипова; †06.07.2020)
80. монахиня Макария (Нечипорук; †30.09.2020)
81. монахиня Лия (Базилевич; †02.11.2020)
82. монахиня Дросида (Мордвинова; †09.11.2020)
83. монахиня Варахиила (Серова; †11.11.2020)
84. монахиня Селафиила (Шумова; †13.11.2020)
85. монахиня Гавриила (Щербакова; †18.11.2020)
86. монахиня Сусанна (Соболева; †21.11.2020)
87. инокиня Августа (Крячко; †22.11.2020)
88. схимонахиня Варлаама (Цветкова; †03.12.2020)
89. инокиня Антонина (Дидковская; †04.12.2020)
90. монахиня Елисавета (Гудкова; †17.12.2020)
91. схимонахиня Михаила (Петухова; †21.12.2020)
91 брат и сестра покинули нас и перешли в жизнь вечную в этот тяжелый пандемический год. Пропоем им «Вечную память».
Вечная память всем усопшим в тяжелый год, постигший народ наш, страну нашу, и многие страны и народы Земли.
Одно оглашение списка усопших позволяет нам осознать всю серьезность ситуации, в которой мы оказались и находимся поныне. В декабре прошлого года такой же список состоял из 33 имен. В этом году — из 91 имени. По поступившим в Московскую Патриархию сведениям, переболели коронавирусом в этом году или еще болеют 350 священнослужителей приходов Москвы, а также 720 насельников и насельниц ставропигиальных обителей. Скончались от последствий коронавирусной инфекции 13 московских клириков, а также 24 насельника и насельницы ставропигий.
Последствия распространения коронавирусной инфекции станут одной из основных тем нашего сегодняшнего собрания. Но перед этим, по традиции, несколько слов хотел бы сказать о статистике и о деятельности Патриарха в этот непростой год.
В 2020 году в Москве мною совершены 3 великих освящения храмов[1], хотя запланировано было больше, а за пределами столицы, в Московской области — 2 великих освящения. Особым торжеством стало освящение Патриаршего собора в честь Воскресения Христова — главного храма Вооруженных сил России в Военно-патриотическом парке «Патриот». И я хотел бы выразить сердечную благодарность Президенту России Владимиру Владимировичу Путину за его особое попечение о строительстве этого удивительного храма, являющегося выдающимся произведением архитектуры и искусства, созданного в наше время нашими современниками, а министру обороны Российской Федерации Сергею Кужугетовичу Шойгу — за его непрестанную заботу о ходе строительства и благоукрашения Патриаршего собора.
На 1 декабря этого года количество храмов и часовен города Москвы составило 1 204[2], то есть на 6 больше, чем годом ранее. Число храмов, в которых не реже одного раза в неделю совершается богослужение, увеличилось на 11. Их стало 537.
В условиях, когда многие из наших клириков скончались, а возможности совершения хиротоний сократились, впервые за многие годы численность московского духовенства уменьшилась и составила 1 817 человек, то есть на 9 меньше, чем год назад. Московское духовенство включает 32 архиерея, 1 378 священников и 407 диаконов. В 2020 году мною совершены 13 пресвитерских хиротоний и одна диаконская[3].
Число ставропигиальных обителей остается неизменным: 15 мужских монастырей и 18 женских, с 1 045 насельниками и 1 002 насельницами (включая послушников и послушниц).
Напомню, что в 2010 году был создан Фонд поддержки строительства храмов Москвы. Таким образом можно сказать, что в этом году исполнилось 10 лет реализации программы строительства новых храмов в Москве, и поэтому можно подвести уже некий промежуточный итог. Итак, за это время возведены и уже действуют 63 храма. Это на 6 больше, чем в прошлом году. В 10 храмах завершены общестроительные работы. Строятся 35 храмов. На стадии разработки проектной документации находятся более 50 храмов[4]. Другими словами, более 100 храмов из 200 запланированных у нас либо построены, либо строятся, либо заканчивается разработка соответствующих проектов.
Благодарю за активное содействие в осуществлении данной программы московского градоначальника Сергея Семеновича Собянина, с которым я как правящий архиерей Москвы имел возможность неоднократно встречаться и созваниваться на протяжении всего этого года.
Обзор деятельности Патриарха в 2020 году
Значительная часть Патриарших трудов в уходящем году была связана с обстоятельствами, порожденными распространением вредоносного поветрия.
23 марта моим распоряжением была образована Рабочая группа по координации деятельности церковных учреждений в условиях распространения коронавирусной инфекции. На протяжении истекших месяцев я постоянно принимал участие в ее работе. Среди задач, стоявших перед Рабочей группой, были следующие: организация практических сторон жизни Церкви в условиях противоэпидемических ограничений, диалог со светскими властями относительно условий выхода из этих ограничений, оказание материальной помощи обителям и приходам, обеспечение пастырского окормления заболевших.
Памятным стал для меня в этом году объезд 3 апреля границ города Москвы с иконой Божией Матери «Умиление» — келейным образом преподобного Серафима Саровского. Накануне этого объезда я обратился с призывом к верующим, чтобы они, пребывая в домах, совместно помолились со мной, читая акафист Пресвятой Богородице с прибавлением молитвы об избавлении от вредоносного поветрия, текст которой был утвержден мною 21 марта. Призываю всех вас, дорогие владыки и отцы, а через вас — и прихожан, не ослабевать в молитве об окончательном избавлении нас от болезни.
Некоторые говорят: «Ну, вот с иконой объехали, а все-таки и смерти есть, и заболевания есть». Да, есть. Но никто не знает, сколько бы было этих смертей и сколько бы было заболеваний, если бы не было этой горячей молитвы к Пресвятой Богородице. Все это тайна Божия, но мы верим, что в ответ на нашу молитву немощную, может быть, и слабую, но искреннюю, простирается над нами помощь Божия, невидимая Его рука и Покров Пресвятой Богородицы.
Период всеобщего карантина и последующие противоэпидемические меры наложили свои ограничения на деятельность всех нас. Так, к концу 2020 года количество Патриарших богослужений, включая запланированные в оставшиеся до конца года дни, составит 114 — это на 70 меньше, чем в прошлом году. В уходящем году запланированные Патриаршие визиты в епархии Русской Православной Церкви были отменены за исключением одного посещения областной части Московской епархии (16 августа). Кроме того, состоялись мои визиты в Патриаршие ставропигии: в Свято-Троицкую-Сергиеву лавру дважды (6 марта и 18 июля), в Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь (20-21 августа) и в Саввино-Сторожевский монастырь (23 августа).
На протяжении года я несколько раз встречался с Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным[5], а также 4 ноября принял участие в беседе Главы Российского государства с руководителями религиозных организаций страны. Также состоялось несколько моих встреч с главами других государств и с Предстоятелями Поместных Православных Церквей.
В рамках встречи Предстоятелей и делегаций Поместных Православных Церквей в Аммане, прошедшей 26 февраля, на которой обсуждалась ситуация в межцерковных отношениях и вопрос сохранения православного единства, я общался с Блаженнейшим Патриархом Иерусалимским Феофилом — инициатором этого собрания, Святейшим Патриархом Сербским Иринеем и Блаженнейшим Митрополитом Чешских земель и Словакии Ростиславом. В рамках визита в Иорданию мне также представилась возможность выразить сердечную благодарность королю Иордании Абдалле II ибн Хусейну аль-Хашими за любезное содействие в организации этой встречи.
7 марта, в праздник обретения мощей блаженной Матроны Московской, на Божественной литургии в Покровском монастыре Москвы присутствовал Президент Республики Молдова Игорь Николаевич Додон.
В 2020 году под моим руководством прошло 5 заседаний Священного Синода[6] и одно заседание Высшего Церковного Совета[7]. Ожидается, что на следующей неделе состоятся еще одно заседание Священного Синода и совместное заседание Священного Синода и Высшего Церковного Совета. В этом году несколько заседаний Священного Синода прошли в дистанционной форме в связи с необходимостью соблюдения противоэпидемических ограничений.
В связи с избранием новых епископов мной было совершено 4 архиерейских хиротонии. Синод Украинской Православной Церкви избрал в текущем году 8 архиереев. Два викарных архиерея были избраны в Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции. И сегодня в Русской Православной Церкви 394 архиерея и 314 епархий. Это наибольшее количество архиереев и епархий за всю историю Русской Православной Церкви.
В сфере особого внимания Священного Синода на протяжении всего года находились проблемы церковной жизни, порожденные распространением вредоносного поветрия. Первое заявление в связи с распространением коронавирусной инфекции было принято на открывшем зимнюю синодальную сессию нынешнего года заседании, состоявшемся 11 марта. Священный Синод подчеркнул важность последовательного и неукоснительного соблюдения санитарно-гигиенических мер профилактического характера на приходах и в монастырях, особенно в тех регионах, где эпидемическая обстановка официально признавалась тяжелой. 17 марта Священный Синод утвердил Инструкцию настоятелям приходов и подворий, игуменам и игумениям монастырей Русской Православной Церкви в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции. На заседании 25 августа Священный Синод, обсудив жизнь и деятельность епархий нашей Церкви в условиях противоэпидемических ограничений, обратился с особым Посланием к епископату, клиру, монашествующим и мирянам. В этом Послании Священный Синод констатировал, что «в условиях эпидемии большинство чад нашей Церкви явили себя достойными звания учеников Господа Иисуса, в великодушном терпении сохраняя верность евангельской правде, заботясь о ближних и дальних, как подобает носить тяготы друг друга исполнителям закона Христова (Гал. 6:2)». Синод подчеркнул важность сохранения «христианского трезвомыслия, осторожности и рассудительности» и призвал к дальнейшему соблюдению необходимых противоэпидемических мер.
Остановимся теперь подробнее на этой теме.
Церковная жизнь Первопрестольного града в условиях противоэпидемических ограничений
Как человечеству в целом, так и каждому из нас еще предстоит осмыслить причины и оценить последствия потрясений, сопровождавших распространение коронавирусной инфекции в уходящем году. Священный Синод в упомянутом мною послании от 25 августа подчеркнул: «всякий возникающий в истории человечества кризис позволяет заново оценить наш привычный образ жизни и переосмыслить мотивацию наших поступков». Об изменениях привычной картины мира сегодня говорят многие политики, ученые, философы, священнослужители, да и просто неравнодушные люди. Полагаю, что, Богу содействующу, этот кризис получит церковную оценку на ближайшем Архиерейском Соборе — оценку с позиций евангельской правды, которая может существенно отличаться от проповедуемой сегодня некоторыми общественно-политическими силами идей «новой нормальности», предполагающей, в том числе, радикальную перестройку социальных связей, нарастающую индивидуализацию, углубление разделений между людьми. Знаю, что постоянно растет и обеспокоенность многих людей, в том числе пастырей и мирян, развитием систем контроля над жизнью людей. В своем августовском послании Священный Синод обратил особое внимание на эту проблему и подчеркнул, что «использование цифровых идентификаторов, автоматизированное принятие решений, могущих повлечь поражение людей и целых сообществ в правах, широкий сбор личных данных, в том числе сведений о здоровье, а также обработка этих данных — все это требует контроля со стороны общества, в том числе со стороны Церкви как общественного института». Думаю, что нашей Церкви предстоит вновь возвысить свой предостерегающий голос по этому поводу, как она уже это делала на протяжении последних лет.
Сегодня я хотел бы поговорить о том, что происходило и происходит на наших приходах, в обычной жизни прихожан, в их семьях, и самое главное — поразмышлять о пастырском ответе на вызовы, с которыми столкнулись христиане первопрестольного града в нынешнем году.
Надо признать, что распространение коронавирусной инфекции и его последствия стали для людей искушением в самом прямом смысле этого слова — то есть, по катехизическому определению святителя Московского Филарета, таким стечением обстоятельств, «при котором есть близкая опасность утраты веры или угроза впадения в тяжкий грех». Как же мы отвечаем на это искушение?
Одним из заметных внешних последствий ограничений, введенных государственными властями для борьбы с распространением болезни, стало снижение числа участвующих в богослужениях людей. В разных храмах очень по-разному, но, по моим наблюдениям и тем сведениям, которые ко мне поступают, даже летом и осенью, то есть после открытия храмов для мирян, число прихожан за воскресными и праздничными богослужениями снизилось на треть, а где-то и на половину. Среди причин такого снижения можно назвать отъезд целых семей на дачи или даже на малую родину с работой в дистанционном формате, а также ограничительные меры, принятые в отношении некоторых групп населения, в том числе пенсионеров. Будем надеяться, что эти причины со временем станут достоянием прошлого.
Более серьезной опасностью является искушение мыслью о факультативности богослужений и вообще церковной жизни, распространение представлений о том, что собираться вместе для молитвенного общения не так уж необходимо, особенно в условиях, когда многолюдные собрания могут представлять повышенную угрозу здоровью, и что в связи с этим соответствующая традиция непременно должна быть пересмотрена. Благодарение Богу, попытки пропагандировать такие представления, кем бы они ни предпринимались, не имеют успеха. Ревность о совместной молитве за богослужением жива в сердцах большинства наших прихожан, с нетерпением ожидавших первой возможности полноценного участия в службе Божией после периода всеобщего карантина. Тем не менее по-прежнему актуально звучит и сегодня предостережение Священного Синода в его августовском послании: «Никакие технические средства не обеспечивают возможности участия христианина в большинстве таинств Церкви и особенно в важнейшем из них — Божественной Евхаристии. Личное присутствие апостолов в горнице Тайной Вечери — вот неотменяемая евангельская норма воспоминания о животворящей смерти Христовой и исповедания Его Воскресения в таинстве Его Тела и Крови. Эта норма никогда, ни при каких условиях не может быть забыта нами».
Все эти обстоятельства должны напомнить нам как совершителям богослужения о необходимости внимательного, вдумчивого и благоговейного отношения к этому главному делу нашей жизни — к совершению богослужений. Мы с вами подробно говорили на эту тему на епархиальном собрании в декабре 2019 года. Призываю вас освежить в своей памяти прошлогодние слова Патриарха и решения епархиального собрания. Нам по-прежнему надлежит делать все для того, чтобы каждый человек, вошедший под священные сени дома Господня, имел возможность пережить службу Божию как глубоко личное событие, назидающее, возвышающее душу, ободряющее и укрепляющее перед лицом жизненных тягот. В нынешнем году мы были лишены привычного празднования Пасхи Христовой. Тем более ревностно должны мы переживать отблеск этого Праздника праздников в воскресные дни. Призываю вас, дорогие отцы, возгревать в людях понимание важности общей церковной молитвы под храмовыми сводами. Будем усердно поминать за Божественной литургией как «предстоящия люди», так и прихожан «ради благословных вин оставльшихся», по выражению анафоры святителя Василия Великого, да помилует их и нас Господь, по множеству Своей милости.
Для всех нас наиболее искусительным явилось закрытие храмов для посещения людьми. Скажу о себе лично. Смыслом всей моей сознательной жизни, целью всех моих устремлений и усилий было и остается привлечение людей к Господу Иисусу и Его Церкви. Главной радостью было и остается для меня видеть наполнение храмов людьми, собравшимися ради восхваления Господа и Бога нашего и ради возношения к подножию престола Его своих молитв. До сих пор с болью в сердце вспоминаю, как Великим постом этого года впервые в жизни мне пришлось произнести прежде немыслимые для меня слова — призвать людей временно воздержаться от посещения храмов и ограничиться домашней молитвой. Молюсь Господу, чтобы Он впредь хранил нас от подобных обстояний.
Как вы помните, еще прежде введения карантина мною вместе с епархиальным советом Москвы были определены хорошо известные всем нам дополнительные меры предосторожности в храмах, которые частично действуют по сей день. Затем эти меры были одобрены Священным Синодом для применения в тех епархиях, где этого требовала обстановка. Благодаря введению этих мер решение светских властей об ограничении доступа в храмы было принято намного позднее, равно как и снятия этих ограничений удалось достичь раньше, чем это могло произойти в иных условиях. Тем не менее весной и в начале лета храмы и их территории все же оказались закрыты для большинства мирян даже во внебогослужебное время. Это вызвало недоумение многих людей, спрашивавших, почему их насущная потребность участвовать, пусть даже реже, чем обычно, в богослужении, потребность не менее важная, чем удовлетворение потребностей телесных, была полностью проигнорирована в условиях, когда не был введен комендантский час и продолжали работать многолюдные рынки, торговые учреждения, общественный транспорт. Принятое решение можно объяснить лишь неполной осведомленностью даже специалистов об особенностях новой инфекции. В условиях этой неосведомленности масштабное распространение инфекции с последующей госпитализацией большинства заразившихся, как это практиковалось весной, могло повлечь за собой коллапс в медицинских учреждениях. Но ведь даже сегодня в обществе продолжает широко обсуждаться соотношение положительных и отрицательных последствий так называемого локдауна. Думаю, что едва ли когда-нибудь ученые, социологи, экономисты и врачи придут к единому мнению. Так или иначе, глубоко убежден, что впредь, как подчеркнул в своем послании Священный Синод, «незыблемыми должны оставаться предусмотренные законодательством нашей страны свобода совести и свобода вероисповедания, включая право верующих совместно участвовать в богослужениях даже в исключительных обстоятельствах».
Для кого-то в этом году стало соблазном само введение в храмах профилактических мер, в том числе при совершении богослужений. Большинство из данных по этому поводу указаний обусловлено предписаниями властей, которые действовали, исходя из имеющихся сведений о коронавирусной инфекции. Следует и сегодня строго соблюдать данные в связи с этим указания Священноначалия, в том числе касающиеся ношения масок и своевременной дезинфекции поверхностей и рук.
При этом мы видели, как некоторые люди пытались — по недомыслию или с лукавством —объявить соблюдение профилактических правил едва ли не отступлением от Православия. Другие же, напротив, заявляли о том, что принятые нововведения должны остаться с нами навсегда. Тем и другим мы ответим, что санитарные меры, принятые в этом году, так же как это бывало — подчеркну — неоднократно в прошлом в истории Церкви, никак не влияют на нашу веру в спасительное действие благодати Святого Духа. Эти меры преходящи и обусловлены пастырской заботой о тех, для кого отсутствие этих мер могло бы стать преградой для участия в богослужении. Никто не ставит и не может поставить под сомнение действие благодати Божией. Но факт остается фактом: вера многих людей не простирается так далеко, чтобы ею полностью изгонялся страх перед опасностью.
Считаю важным отреагировать сегодня на вопросы, касающиеся внешней стороны практики причащения мирян, которые я не раз слышал в публичном пространстве и в личных разговорах, а именно вопросов, связанных с отиранием лжицы платом, как одной из предпринятых в этом году мер. Кто-то заявляет едва ли не о кощунстве, а кто-то, опять же, считает, что такая мера должна остаться с нами навсегда.
Я глубоко убежден: святыня Животворящего Тела и Божественной Крови Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа никогда, ни при каких условиях не может стать для человека источником зла и страданий, и единственное, чего человек должен опасаться — приступить к ней без благоговения, будучи отягченным нераскаянным тяжким грехом, в том числе грехом неверия.
Дерзая рассуждать о Евхаристии, надлежит прежде всего хранить благоговение перед этим великим Таинством. Следует, в частности, всячески остерегаться материалистического отношения к святыне, которое бывает связано с почти что экспериментальным к ней подходом вплоть до кощунственных рассуждений об «антисептическом действии» или, наоборот, «бездействии» Святых Христовых Таин. Бог и Его святыни — вне всякой возможности быть предметом экспериментальных исследований. Наши взаимоотношения с Вседержителем и с тем, что Ему принадлежит, осуществляются на духовном уровне и могут иметь только глубоко личный характер.
Не менее неприемлемым подходом является подмена веры в Бога упованием на то, что одного лишь строгого исполнения обрядов может быть достаточно. В самой грубой форме это выражается в самонадеянных словах, что, дескать «меня ничего не коснется, потому что я все делаю правильно». Таким образом здесь подлинная вера в Бога, личная обращенность к Нему и глубокое осознание Божественного всемогущества, Его безраздельной власти над миром подменяется надеждой на силу собственной веры, на собственную добродетель и твердость либо просто на силу слов, которые при таком подходе становятся не молитвой, а заклинанием. Фактически это является своевольным требованием чуда от Бога — чуда ради самоутверждения и похвальбы, ради прославления собственного имени. Именно с таким искушением, лживо цитируя Священное Писание, приступил к Самому Спасителю диавол в пустыне и был посрамлен (см. Мф. 4:3-7). Это соблазн магизма, который на самом деле есть холодное суеверие, личина веры, по существу — дьявольская подделка, исключающая необходимость личного служения Господу, хранения живой, разумной и деятельной веры в Божие милосердие и всемогущество.
Оба упомянутых подхода при всех их различиях едины в игнорировании самого существа свободных, основанных на любви отношений Бога и человека, Бога и созданного Им мира. Оба подхода обнаруживают скудость и недостаток веры и даже вовсе уничтожают ее, сводя происходящее у Чаши Господней исключительно к явлениям материального мира, либо толкают людей на скользкий и демонический путь искушения Господа. Нам надлежит помнить простые и недвусмысленные слова апостола Иакова, первого архиерея Иерусалимского: «Бог… не искушает никого» (Иак. 1:13), и, с благодарностью храня верность Господу, также не преступать заповеди, данной еще древним и вновь засвидетельствованной Спасителем в пустыне: «Не искушай Господа Бога твоего» (Втор. 6:16; Мф. 4:7).
Будем твердо веровать: в таинстве Евхаристии по вере Церкви и составляющих ее людей Всемогущий Бог возвышает человеческую жизнь над обыденностью, но не отменяет, а превосходит законы естества. Речь идет о чуде Божием, но сама возможность этого чуда требует от нас движения навстречу — подвига веры в Господа и сосредоточенной молитвы Ему.
Если принять во внимание эти соображения, то второстепенными и малозначащими окажутся в наших глазах те временные меры, которые были предприняты — я подчеркну — ради немощи некоторых. Меры, которые не всегда даже заметны взгляду благоговейного христианина или христианки. А усилия, направленные на сохранение участия христиан в важнейшем из ее таинств, будут восприниматься с великодушием и терпеливой готовностью понести временные затруднения.
Введенные весной и осенью санитарными властями ограничительные меры были направлены, в первую очередь, на снижение интенсивности личных контактов между людьми для того, чтобы система здравоохранения успевала реагировать на появление новых заболевших. Однако оказалось, что эти меры при длительной их реализации имеют и иные последствия, которые не являются нравственно безразличными, а некоторые из них должны быть названы искусительными и даже прямо греховными.
В первую очередь я имею в виду совершающееся буквально у нас на глазах стремительное разобщение людей. Уже упомянутое снижение количества прихожан в храмах стало одним из видимых свидетельств такого разобщения.
В Своей Первосвященнической молитве Господь Иисус Христос просил Небесного Отца о единстве всех Своих последователей. Единство Церкви есть основание и образ чаемого людьми единения человеческого рода в любви и взаимопомощи. Благодарение Господу, постигшее нас бедствие явило множество замечательных примеров подлинного единения людей, солидарности, взаимной поддержки. Мы увидели, как расцвела добровольческая деятельность. Мы увидели множество людей, которые были готовы в прямом смысле слова жертвовать собой и подвергали опасности свое здоровье и даже жизнь ради других. Особенно благодарю врачей и медицинских работников, в том числе Алексея Юрьевича Зарова, главного врача больницы Московской Патриархии имени святителя Алексия, митрополита Московского и персонал больницы за их неизменную готовность прийти на помощь священнослужителям, приходским труженикам, церковным общинам, напрямую столкнувшимся с неизвестной прежде болезнью. Выражаю благодарность священникам из специальной больничной группы, которые ревностно трудились на поприще пастырского окормления больных. Благодарю и многих церковных добровольцев, понесших особенные труды в истекшим году. Хотел бы поблагодарить мэра столицы Сергея Семеновича Собянина, а также благотворителей, пожелавших сохранить свои имена втайне, которые весной откликнулись на мою просьбу и пожертвовали средства в первую очередь для помощи священнослужителям города Москвы. Да воздаст Господь сторицей всем потрудившимся и всем оказавшим милосердие!
Напротив, разобщение людей, сеяние подозрительности и неприязни есть искусительное дело врага рода человеческого. Мы с горечью наблюдаем, как события последнего года породили в мире вражду и новые разделения даже там, где ранее для этого не было никаких предпосылок. Увы, этой пагубе подверглись даже некоторые священнослужители, а ведь мало что так огорчает и дезориентирует людей, как недолжное поведение священника. Мы имеем дело с вдохновленной злой силой тенденцией расчеловечивания ближнего. Как много стало звучать взаимных обвинений по самым разным поводам, подчас ничтожным! Как часто люди стали воспринимать ближнего прежде всего как заведомую угрозу, как «потенциального распространителя инфекции», как источник опасности, а не как брата или сестру во Христе!
Будем, владыки и отцы, призывать людей дорожить единством во Христе и личным общением, которое проистекает из евангельского представления о таком единстве. И я призываю всех священнослужителей, особенно тех, которые широко используют средства массовой информации, быть осторожными в словах, особенно обращаясь сегодня к людям, душевное и духовное состояние которых очень и очень непростое. Слово должно нести исцеление, примирение. Ни в коем случае не должно провоцировать какие-то разделения и конфликты. Слово Церкви должно быть исполнено любовью и миром. Это действительно то, чего ожидает от нас сегодня наша паства.
Опасность утратить навык полноценного человеческого общения парадоксальным образом таится и в целом ряде технологий, которые сами по себе вроде бы способствуют коммуникации, то есть информационному обмену между людьми. С одной стороны, пока большинство мирян — или, во всяком случае, пожилые люди — были вынуждены неотлучно оставаться дома — эти технологии приносили хотя бы некоторое утешение через трансляцию богослужений, через онлайн-кружки общения прихожан, в том числе при участии священников. Весной мы без этих технологий и вовсе не могли бы видеть и слышать друг друга. Кроме того, дистанционные технологии создают удобство для людей, к примеру позволяя работать на дому, что многими, хотя не всеми, воспринимается как благо, поскольку экономит время. Вместе с тем, когда эти дистанционные формы коммуникации становятся преобладающими, то возрастает риск утратить чувство ценности самого общения.
Это тем более тревожно, что и без всякой эпидемии было замечено: общество дрейфует в сторону отказа от личного общения. Многим современным людям проще переписываться в разного рода мессенджерах, чем поговорить по телефону или, тем более, лицом к лицу. Люди удаляются друг от друга, и нам следует иметь в виду это искусительное обстоятельство в своей пастырской практике. Как важно, пользуясь новыми быстро развивающимися формами удаленной коммуникации, укреплять себя в стремлении и готовности общаться с ближним вживую, сопереживать ему, взращивая в себе богозаповеданную любовь.
Серьезное беспокойство вызывает применение дистанционных технологий в образовании, особенно школьном. Многие педагоги уже отмечают существенное снижение качества образования, обеспечиваемого исключительно с использованием упомянутых технологий. Кроме того, дистанционное обучение фактически на нет сводит воспитательную составляющую процесса, без которой никакой подлинной педагогики, никакого подлинного образования не может быть. Прискорбно, что дистанционное обучение сегодня подчас пытаются представить как наиболее желательное и чуть ли не единственно возможное в будущем. С этим нельзя соглашаться. Живой контакт педагога с учеником является ведь не только средством передачи информации. Я помню, как загорались глаза у учеников, в том числе и в моем классе, когда замечательные педагоги вели уроки истории, географии, литературы. Это нельзя заменить ни на какое электронное общение, потому что в этом общении отсутствует энергия, столь необходимая для одухотворения тех, кто участвует в процессе обучения.
Еще одним следствием совершающегося разобщения людей стало искушение одиночеством. Вынужденное неотлучное пребывание в своих жилищах обернулось для многих именно одиночеством и даже покинутостью, и многие говорят о пережитом опыте как о весьма тяжелом. Оставшись один на один со всей мощью информационных потоков, человеку легко потеряться, стать жертвой лжи, запугивания, манипуляции. Да и внутренний мир человека, подверженного страстям, как мы знаем, может стать невыносимым источником греха и страданий. Это происходит, когда одиночество оборачивается не христианской самоуглубленностью, соединенной с нерассеянной молитвой Господу, а болезненной обращенностью на самого себя, сосредоточенностью на своих ощущениях, в том числе на собственном здоровье, на состоянии своей телесной оболочки — на тленных и преходящих вещах. Да, ответственное отношение к своему здоровью и к самочувствию своих ближних в любое время есть дело необходимое, а во время эпидемий — особенно важное. Однако всецелая поглощенность этой заботой, как и вообще болезненная тревога исключительно о собственном земном благополучии и безопасности — есть еще одно искушение в ряду прочих. Такого рода обращенность на себя представляет собой именно плотское сознание, то самое «мудрование плоти», об умерщвлении которого мы просим Господа в тропаре Девятого часа — «Иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашея мудрование и спаси нас!» А ведь плотское сознание, обращенность людей исключительно на телесную составляющую жизни есть признак отчуждения от Бога. Именно такое отчуждение стало причиной гибели допотопного человечества и, как приходится признать, угрожает человечеству нынешнему: «Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть» (Быт. 6:3).
В этих условиях долг пастырей Церкви — словом и примером напоминать людям о богозаповеданной любви к ближнему. Что бы ни происходило в мире, всегда мы должны следовать словам Господа нашего Иисуса Христа и учить этому людей: «Любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:34-35).
Нам надлежит помнить и возвещать людям истину о подлинном достоинстве человека как образа Божия, напоминать им о Небесном Отечестве, учить людей дорожить свободой во Христе и — самое главное — учить их дорожить друг другом, хранить богозаповеданную деятельную любовь в церковных общинах, в семьях, среди коллег и друзей, участвовать в попечении о престарелых родственниках и соседях и вообще о тех, кто нуждается в нашем внимании и заботе.
Дорогие владыки и отцы, братья и сестры, коронавирус и все, что с ним связано — это эпизод на историческом пути Церкви, и нам, ее служителям, надлежит сохранять осторожность и взвешенность суждений: нам не следует ни становиться проповедниками привнесенных этим бедствием идей и представлений, ни поддаваться и другому искушению — борьбы ради борьбы, которая на самом деле оборачивается все той же мирской враждой и неприятием ближнего. «Наша брань, — говорит святой апостол Павел, — не против крови и плоти, но <…> против духов злобы поднебесной» (Еф. 6:12). Мы должны на все происходящие события взирать, как говорили древние, sub specie aeternitatis — с точки зрения вечности, потому что «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:8), Его заповеди непреложны, как Он сказал ученикам, в преддверии Своих страданий открывая им будущее человечества — «небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Мф. 24:35).
О присутствии клириков в социальных сетях
Год назад епархиальное собрание определило тему «Присутствие священника в социальных сетях: позитивный опыт и опасности» в качестве одной из тем для рассмотрения на пастырских конференциях в викариатствах. Период карантина и развития дистанционной коммуникации сделал эту тему еще более своевременной. Хотел бы поблагодарить всех участников состоявшегося в викариатствах обсуждения. Материалы этих конференций стали одним из источников моих размышлений при подготовке сегодняшнего доклада.
Конечно, мы не должны оставлять без пастырской заботы множество людей, вовлеченных в социальные сети. При этом очевидно, что не каждый священник может быть проповедником в социальных сетях и что социальные сети тая́т свои особенные искушения для священнослужителя.
Использование социальных сетей для проповеди предполагает наличие у священника хорошего образования и высокого общего культурного уровня. Однако по общему мнению участников викариатских конференций священник, взявший на себя просветительский труд в социальных сетях, должен быть в первую очередь пастырем с многолетним опытом приведения людей ко Христу.
Сегодня растет число людей, которые хотят удовлетворять свои потребности, в том числе относящиеся к вопросам веры, не отрываясь от экрана компьютера или мобильного устройства. Однако одна из задач священника, присутствующего в социальных сетях, состоит в том, чтобы помогать людям понять важность участия в реальной жизни прихода и, в первую очередь, участия в Святой Евхаристии, в молитвенном собрании единоверцев. Важно помнить и о том, что интернет-коммуникации не позволяют безусловно сохранить тайну, в том числе тайну исповеди.
Да, хорошо, когда священник поддерживает связь со своей общиной. Однако пастырю следует строить свое поведение в до сих пор новом для многих из нас пространстве социальных сетей так, чтобы общение в них собирало людей вокруг священника только в той мере, в какой собрание верующих вокруг священника не препятствует их общению с Господом и Спасителем. Только тогда это все полезно, когда личность священника не становится центральной, когда личность не подменяет подлинной цели духовной жизни — общения человека с Богом. Поэтому лидерство, которое принимает на себя священник в силу своего служения на приходе, всегда должно иметь существенные ограничения. Пастырь, каким бы популярным он ни был, должен сознавать, что его миссия — приведение людей ко Христу и ни в коем случае не поставление самого себя в центр их жизни.
Плохо, когда в центре такого общения незаметно оказывается личность священника, его собственные, к сожалению, иногда не бесспорные, размышления. В нынешних условиях еще более важно понимание священником своего места в церковной общине и критически осторожное отношение к своей роли. Я подробно говорил об этом на епархиальном собрании в прошлом году: священник всегда, в любых обстоятельствах должен оставаться ловцом человеков для Христа, а не для себя и даже не для реализации какой-либо социальной функции. Людей нужно объединять не только для того, чтобы направить их на решение каких-то материальных, «горизонтальных» проблем, в том числе связанных с деятельностью прихода, когда мы их мобилизуем на какую-то совместную работу. В первую очередь деятельность священника должна быть направлена на то, чтобы сблизить каждого человека со Христом.
Погружение в социальные сети, как верно отмечается в викариатствах, не должно приносить ущерба богослужебной и иной приходской деятельности. Многократное превышение количества подписчиков над числом реальных прихожан может создать у священника-блогера ощущение вторичности прихода. Если «виртуальная община» становится важнее реальной общины, то на обслуживание этой «виртуальной общины» и направляются главная сила и внимание священнослужителя. Он становится блогером, говорящим о духовной жизни, и перестает быть пастырем; и что, может быть, самое опасное — на второе место уходит главное — совершение богослужения, Святейшего Таинства Евхаристии. От клирика требуется трезвая оценка своей деятельности, возможно, обращение за советом к более опытному и сведущему собрату или к архипастырю. Ведь последствием увлечения подобной иллюзией может стать решение оставить регулярные богослужения. К сожалению, подобные примеры, хотя и немногочисленные, уже существуют.
Пастырь не должен превращаться и в некое подобие популярных ныне тренеров личностного роста или психологов. Известны случаи, когда некоторые клирики даже отказались от священного сана, чтобы заниматься подобной деятельностью. Их единицы, но они есть.
Остановлюсь также на вопросе сохранения пастырского достоинства. Священнику не подобает потешать публику своим поведением, а также опускаться до оскорблений или угроз. К сожалению, приходится сталкиваться в том числе и с обоснованными жалобами на поведение клириков в сети Интернет. Пастырь ни в коем случае не должен забывать, что цель его работы в социальных сетях — не развлекать людей, не привлекать их к себе, а нести слово Божие. Священник должен понимать, что, общаясь с людьми в Интернете, как и в обычной жизни, важно не только избегать высокомерия, брани, хамства, но и быть умеренным в желании стать ближе к своей аудитории. Следует помнить, что даже сами алгоритмы многих социальных сетей основываются на культивировании и непрестанной эксплуатации человеческого тщеславия.
С этим связана еще одна опасность, которая подстерегает священника, получившего признание в публичном пространстве. Священнику, подчас весьма молодому, начинает казаться, что он опытный пастырь — как много подписчиков! — способный отвечать на множество поступающих ему в виртуальной реальности вопросов. Такие клирики нередко теряют способность принимать любую критику, и не только в интернете, либо реагируют на возражения бесконечными спорами. Лекарство против этой болезни следует искать в молитве, в смиренном принятии советов и наставлений от собратий.
Разумеется, никто не отказывает священнику в праве иметь свою личную точку зрения на происходящее в мире. Но церковное служение должно быть делом возвещения Благой вести о Христе Иисусе, о Царствии Божием, пришедшем в силе (ср. Мк. 9:1), а не личных оценок или полемики. Вдумчивая богословская и молитвенная оценка должна предварять наши личные суждения. Выбор оснований для собственной позиции, пусть и принимающей во внимание Предание Церкви, не должен быть своевольным и не должен уходить с твердой почвы соборного мнения Церкви.
***
Дорогие владыки, отцы, братья и сестры, завершу на этом свой доклад.
Год назад, совершая новогодние чинопоследования, мы молились о том, чтобы Господь в предстоящем тогда 2020 году избавил нас от всякого зла. Несмотря на действительно непростой год и неизвестность, которую несет нам будущее, оснований для принесения Богу благодарности неизмеримо много. Завершая этот гражданский календарный год молитвой о годе грядущем, будем обращаться к Господу со словами: «Благодарим о щедротах Твоих, яже удивил еси на нас в мимошедшее время живота нашего». Пусть слово ободрения, напоминание о любви Божией, которой побеждаются человеческие страхи и разделения, с особенной силой звучит сегодня с амвонов наших храмов. Господь с нами до скончания века и врата адовы, какими неотвратимыми враг рода человеческого ни хотел бы их нам представить, не одолеют Церковь, если мы останемся верными Христу, если мы пребудем солью земли, которая не должна потерять силу.
Да пребудет со всеми нами Божие благословение!
***
[1] — Список освящений смотреть в Приложении I, разделы 6.
[2] — Смотреть развернутую статистику в Приложении I, раздел 1.
[3] — Списки хиротоний смотреть в Приложении I, разделы 4-5.
[4] — Подробные списки по этой программе смотреть в Приложении 1, разделы 8-9.
[5] — 1 февраля, 22 июня, 20 ноября.
[6] — 11 марта, 25 августа — в Патриаршей и Синодальной резиденции Данилова монастыря в Москве, 16-17 июля и 19-20 ноября — в заочном формате, путем переписки, 8 декабря — по видеосвязи.
[7] — 28 февраля — в зале Высшего Церковного Совета Храма Христа Спасителя в Москве.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси