Соборное богослужение в Златоусте

22 сентября 2017 года, в попразднство Рождества Пресвятой Богородицы, день памяти  праведных Богоотец Иоакима и Анны, епископ Златоустовский и Саткинский Викентий совершил Божественную литургию в Серафимовском кафедральном соборе г.Златоуста. Его Преосвященству сослужили секретарь Епархиального управления протоиерей Дионисий Абрамов; благочинные округов:   Ашинского — протоиерей Сергий Найдюк, Кусинского — протоиерей Леонид Малых, Катав-Ивановского – протоиерей Александр Симора, Саткинского – иерей Александр Коротовский; председатель суда Златоустовской епархии протоиерей Евгений Хватков; руководитель протокольной службы иеромонах Герман (Мягченко); руководитель Отдела религиозного образования и катехизации иерей Сергий Сергеев; соборное духовенство.

Богослужебные песнопения исполнил хор под управлением диакона Георгия Пынзару.

После сугубой ектении епископ Викентий совершил молитву о мире на Украине.

По окончании богослужения правящий архиерей обратился к духовенству и прихожанам со словом проповеди.

 ***

Память святых праведных Богоотец Иоакима и Анны совершается на второй день по Рождестве Божией Матери. Память о них неразрывно связана с Девой Марией, Которая родила Богочеловека Иисуса Христа. Раз от Ее утробы воплотился и явился миру Сын Божий, значит, и Она родила не просто человеческую природу Сына, но Саму Личность, Лицо и Ипостась нетленного Бога Слова. А раз Мария – Богородица, то и Ее родители не просто дед и бабка Иисуса, но – родители Самой Богородицы и, таким образом, сами – Богоотцы.

В богослужебных текстах праздника оба они – Иоаким и Анна – нередко обозначаются одним словом – родители, святая двоица, Богоотцы. Хотя рождает только Анна, но Иоаким как будто рождает вместе с ней; хотя отцом в собственном смысле слова является только Иоаким, но Анна, как неразлучная с ним, поминается в том же слове – Богоотец. Двое – как одно, святая двоица рождает, питает, воспитывает и вводит в храм Божественную Отроковицу.

Они уже не двое, но одна плоть (см.: Мф. 19: 6). Святые Иоаким и Анна являют пример исполнения заповеди, которую Бог дал Адаму в Раю: «Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть» (Быт. 2: 24).

При этом они были не только единой плотью, но и единой душей и единым духом. Их брак был не иудейской обязанностью продолжения рода, не долгом перед обществом о решении демографической проблемы. Их соединяло благодатное, не поддающееся описаниям, глубокое взаимное безоглядное романтическое чувство, которое мы называем любовью. Их взаимная любовь длилась до глубокой старости, до самой смерти.

Эти черты человеческой любви между мужем и женой очень трогательно изображаются на православных иконах. Иконописцы создали удивительный и как бы совсем не религиозный образ супружеского единения и слияния – не только духовного, но и плотского. Портрет святых Богоотцов Иоакима и Анны – уникальный случай, когда Церковь прославляет в красках супружескую любовь.

Вот в маленьком изображении вокруг иконы новгородского письма «Введение во храм Пресвятой Богородицы с житием» мы видим, как первосвященник изгоняет из храма Иоакима за бездетность, в последующих двух изображениях Иоаким и Анна порознь тоскуют: он в пустыне, а она в лесу. Иоаким, как проклятый, уходит в пустыню, поскольку священник не принял его жертвы. Птицы, вьющие гнезда на древесных ветвях, напоминают Анне то, о чем она плачет. Но их страдание поодиночке в пустыне и в лесу облегчается видением ангела-утешителя, возвещающего грядущую радость.

На иконах типа «Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот» Иерусалима Иоаким и Анна представлены в полный рост, устремленными навстречу друг другу, их руки сомкнуты в объятии, лики соприкасаются, словно в поцелуе.

Пресс-служба Златоустовской епархии

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 − один =