26 сентября 2022 года, в канун двунадесятого праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, епископ Златоустовский и Саткинский Викентий совершил всенощное бдение в Серафимовском кафедральном соборе г. Златоуста.
Его Преосвященству сослужили соборные клирики.
В соответствии с богослужебным Уставом на великой вечерне была совершена лития с освящением хлеба, вина, пшеницы и елея.
Главным отличием бдения на праздник Воздвижения от остальных богослужений является особое поклонение Животворящему Кресту Христову, который до начала всенощной возлагается на престоле. По церковному Уставу в этот праздник полиелей, пение величания и чтение Евангелия совершается во святом алтаре.
За богослужением епископ Викентий прочёл молитву о Святой Руси, которую вознёс Предстоятель Русской Православной Церкви, Святейший Патриарх Московский и всея Руси КИРИЛЛ за Божественной литургией, в Неделю перед Воздвижением 25 сентября 2022 года:
«Господи Боже сил, Боже спасения нашего, призри в милости на смиренныя рабы Твоя, услыши и помилуй нас: се бо брани хотящия ополчишася на Святую Русь, чающе разделити и погубити единый народ ея.
Возстани, Боже, в помощь людем Твоим и подаждь нам силою Твоею победу.
Верным чадам Твоим, о единстве Русския Церкви ревнующим, поспешествуй, в духе братолюбия укрепи их и от бед избави. Запрети раздирающим во омрачении умов и ожесточении сердец ризу Твою яже есть Церковь Живаго Бога, и замыслы их ниспровергни.
Благодатию Твоею власти предержащия ко всякому благу настави и мудростию обогати!
Воины и вся защитники Отечества нашего в заповедех Твоих утверди, крепость духа им низпосли, от смерти, ран и пленения сохрани!
Лишенныя крова и в изгнании сущия в домы введи, алчущия напитай, недугующия и страждущия укрепи и исцели, в смятении и печали сущим надежду благую и утешение подаждь!
Всем же во дни сия убиенным и от ран и болезней скончавшимся прощение грехов даруй и блаженное упокоение сотвори!
Исполни нас яже в Тя веры, надежды и любве, возстави паки во всех странах Святой Руси мир и единомыслие, друг ко другу любовь обнови в людях Твоих, яко да единеми усты и единем сердцем исповемыся Тебе, Единому Богу в Троице славимому. Ты бо еси заступление, и победа, и спасение уповающим на Тя и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».
В завершение великого славословия, при пении Трисвятого, Крест Господень был изнесён из алтаря в центр храма, после чего архипастырь совершил чин Воздвижения Животворящего Креста.
Это, наполненное глубоким духовным смыслом, величественное богослужебное последование, совершается лишь раз в год – в канун праздника Воздвижения Креста Господня – иерархами в соборных храмах.
В соответствии с чином, епископ Викентий пять раз совершил воздвижение Креста на четыре стороны света, благословляя страну, город и народ: на восток, на запад, на юг, на север, и в заключительный раз – на восток. На каждое воздвижение возглашалось особое диаконское прошение и хор отвечал многократным пением «Господи, помилуй!». Воздвигаемый Крест, по древней иерусалимской традиции священники омывали розовой водой.
Крест, который за всенощным бдением воздвигал епископ Викентий в Серафимовском соборе содержит в себе частицу Животворящего Древа Креста Господня.
Чин Воздвижения Креста берет начало с исторического воздвижения Честного Древа Креста Господня в Иерусалиме, когда при огромном стечении народа архиепископ Иерусалимский Макарий воздвиг, то есть поднял обретенный царицей Еленой Крест, чтобы всем было его видно, а народ совершал поклонение Животворящему Древу и молился: «Господи, помилуй!»
Верующие, во время исполнения хором стихир на поклонение Кресту Господню, прикладывались к Животворящему Древу, после чего были помазаны освященным елеем.
Каждый прихожанин получил часть хлеба и вина освященного на литии.