14 августа в праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, в первый день Успенского поста, епископ Златоустовский и Саткинский Викентий совершил Божественную литургию в домовом крестовом храме, в честь святителя Петра, митрополита Московского и всея Руси. Правящему архиерею епархии сослужил клирик Серафимовского кафедрального собора города Златоуста иеродиакон Савва (Маня).
На сугубой ектении были вознесены молитвенные прошения об избавлении от распространения вредоносного поветрия – коронавирусной инфекции. Епископ Викентий вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую.
По заамвонной молитве был совершен чин малого освящения воды, а также освящение меда нового урожая.
+ + +
История праздника
По преданию, в Константинополе издревле (не позднее VIII века) был обычай выносить честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и на отгнание болезней. С 14 августа и до праздника Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали Крест народу для поклонения. В Русской Православной Церкви этот праздник соединился с воспоминанием Крещения Руси 1 (14) августа 988 года. Об этом сохранилось известие в хронографе XVI века: «Крестися великий князь Владимир Киевский и всея Руси августа 1».
В уставе Успенского собора Московского Кремля, составленном в 1627 году по указанию патриарха Филарета, дается следующее объяснение настоящего праздника:
-А на Происхождение в день Честнаго Креста бывает ход освящения ради воднаго и просвещения ради людскаго, по всем градам и весем.
-Празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пречистой Девы Марии и Честного Креста во время сражения святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157–1174 гг.) с волжскими болгарами (1164 г.), в котором враги были побеждены. В то же время греческий император Мануил в битве одолел сарацин, и в его войсках также были знамения от святых икон. Это первый их трех праздников Всемилостивому Спасу, совершаемых в августе (Второй — Преображение Господне, а третий — Перенесение Нерукотворного образа Господа нашего Исуса Христа из Едессы в Царьград).
Праздник был установлен в Константинополе в IX веке первоначально как местный. В XII-XIV веках он утвердился во всех Православных церквях. На Руси появился с распространением Иерусалимского устава в конце XIV века.
Тропарь и кондак празднику
Тропарь, глас 8.
Свышних призирая, убогия приемля, призри Спасе, и посети нас озлобеныя грехи, Владыко Всемилостиве, молитвами Богородицы, даруй душам нашим велию милость.
Кондак, глас 4.
Всякия скверны Всемилостивыи Спасе, аз бых делатель, и во отчаяния ров впадся. Но стеню от сердца, и вопию к Тебе Слове, ускори щедрыи, и потщися на помощь нашу, яко Милостив.