28 ноября 2021 года, в Неделю 23-ю по Пятидесятнице, начало Рождественского поста, епископ Златоустовский и Саткинский Викентий совершил Божественную литургию в Серафимовском кафедральном соборе г. Златоуста.
Его Преосвященству сослужили секретарь Епархиального управления протоиерей Дионисий Абрамов, протоиерей Димитрий Кальда, руководитель службы протокола иеромонах Герман (Мягченко), иерей Роман Шаяхметов, протодиакон Родион Остапенко, иеродиакон Савва (Маня), диаконы Александр Шамсутдинов, Андрей Старлытов и Александр Кочергин.
На сугубой ектении были возглашены молитвенные прошения об избавлении от коронавирусной инфекции. Затем епископ Викентий прочел молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую.
За богослужением сугубо молились об упокоении души новопреставленного диакона Владимира Пургина. В этот день исполнилось 40 дней со дня его преставления. А так же о всех погибших в результате ЧП, произошедшего на шахте «Листвяжная» в Кемеровской области.
Проповедь по запричастном стихе произнес иеромонах Герман (Мягченко).
***
Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Уже с четвертого века св. Амвросий Медиоланский, Филастрий, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост. В пятом веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий.
Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других — несколько больше. На соборе 1166 года, бывшем при Константинопольском Патриархе Луке и византийском императоре Мануиле, всем христианам было положено хранить пост перед великим праздником Рождества Христова сорок дней.
Антиохийский Патриарх Вальсамон писал, что «сам Святейший Патриарх сказал, что, хотя дни этих постов (Успенского и Рождественского. — Ред.) не определены правилом, понуждаемся, однако, последовать неписаному церковному преданию и долженствуем поститься… от 15 (28) дня ноября».
Рождественский пост — последний многодневный пост в году. Он начинается 15 (28) ноября и продолжается до 24 декабря (6 января), длится сорок дней и потому именуется в церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост. Так как заговенье на пост приходится в день памяти св. апостола Филиппа, то этот пост называют Филипповым.
Рождественский пост — зимний пост, он служит для нас к освящению последней части года таинственным обновлением духовного единения с Богом и приготовлением к празднованию Рождества Христова.
Лев Великий пишет: «Само хранение воздержания запечатлено четырьмя временами, чтобы в течение года мы познали, что непрестанно нуждаемся в очищении и, что при рассеянии жизни всегда надо стараться нам постом и милостынею истреблять грех, который приумножается бренностью плоти и нечистотою пожеланий».
По словам Льва Великого, Рождественский пост есть жертва Богу за собранные плоды.
«Как Господь ущедрил нас плодами земли, — пишет святитель, — так и мы во время этого поста должны быть щедры к бедным».
По словам Симеона Фессалоникийского, «пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти».
Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.