РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ епископа Златоустовского и Саткинского Викентия

Царство Твое, Христе Боже, / — Царство всех веков, / и владычество Твое во всяком роде и роде. / Воплотившийся от Духа Святого / и от вечно девственной Марии вочеловечившийся, / свет возжег Ты нам, Христе Боже, Твоим пришествием. / Свет от Света, Отчее сияние, / все творение Ты озарил. / Все что дышит восхваляет Тебя (Стихира великой вечерни праздника Рождества Христова)    

 

Возлюбленные о Господе отцы-сослужители, благочестивые монашествующие, дорогие братья и сестры! Христос рождается – славим Его!

Достигнув светлого праздника Рождества, мы вновь пригашаемся Церковью к этому духовному торжеству, которое делает нас свидетелями величайшего события в истории – Пришествия на землю Царя Небесного – Господа нашего Иисуса Христа.

Когда-то Адам и Ева, по неразумию, поверили ложному обещанию дьявола, что они обретут бессмертие и познание добра и зла, «будут как боги» (см. Быт., 3, 4-5). Прародители сознательно отказались от любви Отца своего Небесного и обрекли себя и своё потомство на исполненную болью и лишениями жизнь. Вся дальнейшая история человечества представляет собой вечную дилемму – полагаясь на рациональное значение мы стремимся быть богами, но в итоге оказываемся смертными и ограниченными людьми.

Стремясь выжить и преодолеть враждебность окружающего мира, рассеянные по лицу земли люди стремились организовать такую модель общежития, которая бы сделала их жизнь более безопасной. Но вместе с этим развитием, в человечестве продолжала прогрессировать смертельная и неизлечимая болезнь – грех, который всё больше и больше уводил человека от своего Создателя. Любые попытки сформировать справедливое и безопасное общество терпели неудачу, ибо уподобились безрассудному человеку, «который построил дом свой на песке; и пошёл дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (Мф. 7, 26-27).

Доказывая тщетность строительства земного рая, Бог становится Человеком именно в тот момент, когда Рим установил всемирное господство под единоначалием императора Августа, провозгласив его «божественным». Но истинный Господь, «Бог крепкий, Властитель, Начальник мира» (Ис., 9, 6-7) рождается от Пречистой Девы Марии в Вифлееме иудейском, ибо туда направилось Святое Семейство для участия в переписи населения, устроенного по повелению земного «божества» Августа. 

Ведомые удивительной звездой к месту Рождества, восточные мудрецы приносят в дар Богомладенцу Иисусу ладан и золото, признавая в Нем Божественную природу и Царское происхождение. По свидетельству евангелиста Луки «Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем <…>, Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и влюбви у Бога и человеков» (Лк., 2, 40; 52).

Таковы были обстоятельства, в которых Иисус, нас ради человек и нашего ради спасения, начинал Свою земную жизнь и служение, готовясь взойти на Крест, чтобы искупить все человечество от рабства греху и дьявольского насилия, «дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин., 3, 15) в Его Царстве, которое «не от мира сего» (Ин., 18, 36).

И чтобы стать наследником этого Царства, недостаточно просто признавать существование Бога, как некой сверхъестественной Личности. Вот почему перед купелью святого Крещения каждый из нас сам, или от имени своих крестных родителей, говорит священнику: «Верю Ему как Царю и Богу» (последование оглашения).

Сама Церковь, таким образом, по слову апостола Петра является родом избранным, царственным священством, народом святым, людьми, взятыми в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего нас из тьмы в чудный Свой свет (см., 1 Пет., 2, 9). Оставаясь, как и Сам Иисус законопослушными гражданами своего земного отечества, мы, христиане, по свидетельству апостола Павла, – «сограждане святым и свои Богу» (Еф., 2, 19). Не посягая на политическое лидерство, христианин должен примером личной жизни являть плоды Закона Духовного, которые есть «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал., 5, 22-23).

Чем сознательнее будет наше духовное служение и возрастание в вере, надежде и любви, тем больше мы будем противостоять врагу нашего спасения, который неустанно сеет между людьми вражду, злобу и разделение.

Понимаем мы это в полной мере или нет, но спасение каждого из нас зависит от общего согласия и единения. Небесный покровитель нашего кафедрального града и всего Горнозаводского края святитель Иоанн Златоуст наставляет нас: «Итак, подавая друг другу руку помощи, когда угрожает опасность падения, исполняйте закон общими силами, восполняя каждый недостатки ближнего своим терпением. Если же не будете так поступать, а всякий станет судить дела ближнего, то вы никогда не достигнете того, чего должны достигать… и между братиями произойдёт великая вражда, если мы от каждого будем требовать всего, со своей стороны не уступая ничего» (Свт. Иоанн Златоуст, Толкование на послание к Галатам). 

Дорогие отцы, братья и сестры! Праздник Рождества всегда приходится на первые дни гражданского Нового года. Начался 2023 год от Рождества Христова. Молимся о том, чтобы Всещедрый Бог благословил всех нас, жителей нашего края и всего нашего Отечества миром и благоденствием, чтобы оградил от враг видимых и невидимых, и укрепил нас в Святой Православной вере, к полезному исполнил наши прошения, подавая нам в нынешнем веке познание Своей истины, и в будущем жизнь вечную даруя (молитва из Литургии свт. Иоанна Златоуста). Христос рождается – славим Его! С любовью о Христе Родившемся,

+ВИКЕНТИЙ, епископ Златоустовский и Саткинский

Рождество Христово, 2022/2023 год, Златоуст

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

17 − два =