2 сентября 2018 года, в Неделю 14-ю по Пятидесятнице, епископ Златоустовский и Саткинский Викентий прибыл в город Трехгорный. У входа в храм владыку встретили: Глава города Трехгорный Владимир Николаевич Беляков и глава администрации Евгений Леонидович Сычев, прихожане, учащиеся воскресной школы, которые преподнесли ему хлеб-соль. Затем епископ Викентий совершил в Покровской церкви Божественную литургию.
Его Преосвященству сослужили: благочинный Катав-Ивановского округа протоиерей Александр Симора, иеромонах Герман (Мягченко), иеромонах Тихик (Борзов), иеродиаконы Роман (Глушак), Савва (Маня), диаконы Владимир Сафонов, Андрей Старлытов.
Многие из молившихся в храме причастились в этот день Святых Христовых Тайн. Проповедь на запричастном стихе произнес иеромонах Герман (Мягченко).
По окончании литургии было совершенно последование о сохранении творения Божия, после чего епископ Викентий обратился к молящимся со словом проповеди.
Так же всем молящимся в храме был роздан свежий выпуск епархиальной газеты «Православный Златоуст». В завершении богослужения владыка преподал всем свое архипастырское благословение.
***
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю 14-ю по Пятидесятнице после Литургии в Покровском Хотькове монастыре в 2017 г.:
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодняшнее четырнадцатое воскресенье после Пятидесятницы посвящается притче Господа и Спасителя о Царствии Небесном (Мф. 22:1-14). Господь уподобил Царство Небесное человеку царю, который, желая отпраздновать бракосочетание своего сына, решил собрать народ на великолепную брачную трапезу. Были заколоты животные, специально к этому дню откормленные, приготовлено все для того, чтобы брачная палата заполнилась торжествующими людьми. И царь послал слуг своих, чтобы они пригласили званных на брачную трапезу, но оказалось, что кто-то занят торговлей, кто-то на поле; и более того, приглашение вызвало такое раздражение у тех, к кому было обращено, что они не ограничились отказом, но подняли руку на посланцев царя — кого-то жестоко избили, а кого-то даже убили. Господь задает вопрос слушающим: «Как вы думаете, что сделает царь?» На что сами слушающие отвечают: «Конечно, возьмет город и страшно покарает тех, кто так поступил».
У этой притчи есть прямое толкование. Господь обращался к представителям иудейского народа, которые много раз побивали камнями, изгоняли, подвергали страданиям своих пророков — тех самых, кто возвещал Божие Царство, проповедовал Божественный закон. Не по нутру это было многим людям, и одних пророков они действительно избивали, других побивали камнями, третьих убивали. Но, рассказывая эту притчу, Господь, несомненно, провидел и собственную крестную смерть. Ведь Он тоже пришел для того, чтобы открыть людям Божие Царство, а Его истязали и распяли.
Таков ответ людей на весть о Божием Царстве. В чем же дело? Разве эта весть нелогичная и неразумная? Разве она не укладывается в человеческое сознание? Почему же такой протест, более того, готовность руку поднять на тех, кто Царство Божие благовествует? И если обратиться к истории Церкви, мы увидим, что каждый из апостолов, кроме Иоанна Богослова, был убит, как и в дальнейшем верующих гнали и убивали. Христиане становились изгоями, и так было не только в первые три века, в годы жесточайших римских гонений, — так было на протяжении всей истории. Что же говорить о страшных гонениях века XX, постигших нашу Церковь и наш верующий народ?
Возникает вопрос: почему же такое восстание на слово Божие? Ведь провозглашается много разных идей, люди нередко спорят, иногда даже очень жестко возражают. Но достаточно редко за одну только идею, за одни только слова истязают и убивают. Действительно, почему? Ведь сама по себе христианская идея не несет ничего, чтобы могло бы в такой степени возбуждать отрицательные чувства. Христос призывает людей начать жить по-новому — не так, как они привыкли. Он говорит, что кроме поля и торговли, на которые ссылались отказавшиеся прийти на брачный пир, существует много другого, более важного. Этим самым важным является человеческая душа, внутренний мир человека. Ведь все там, внутри, — радость и скорбь, счастье и горе, удовлетворение и растерянность. И это внутреннее состояние может быть автономно от внешних условий. Хорошо известно, как люди бывают по-настоящему счастливы в самых скромных условиях, тогда как живущие во дворцах порой кончают жизнь самоубийством. Господь, призывая людей к созиданию своего внутреннего мира, который дал бы радость, покой, счастье, не говорит ничего такого, что могло бы возбудить ненависть. Откуда же она берется?
Ответ на этот вопрос очень важен, потому что, когда бы слово о Божием Царстве ни произносилось — две тысячи лет назад, тысячу лет назад, сто лет назад или сегодня, — определенная часть людей воспринимает это слово не просто враждебно, а с удивительной ненавистью, и направляет свои силы на то, чтобы дискредитировать тех, кто слово проповедует. Тех несчастных посланцев царя убили, иных избили; сегодня на возглашение Божественного слова не всегда отвечают физической силой, но сколько лжи, сколько провокаций, сколько попыток объединить людей, способных совместно ударить по тем, кто слово Божие проповедует! Наверное, каждый, кто сегодня внимательно смотрит на происходящее, в том числе в нашей стране, это видит. Почему так? Здесь нужно коснуться, быть может, самого главного. Дело в том, что христианское послание само по себе очень радикально. Обращаясь к человеческой душе, оно требует перемены разума и сердца. Это послание требует включить Божественный нравственный закон в качестве главного закона человеческого общежития и личной человеческой жизни. Очень многие оказываются неспособны его принять. Но каждый человек, вне зависимости от его отношения к Богу, по Божественному замыслу обладает нравственной природой, а значит, голосом совести. Поэтому призыв изменить жизнь, от многого отказаться, с одной стороны, возбуждает ненависть и агрессию, с другой стороны, затрагивает совесть, потому что где-то там, в самых глубинах, происходит осознание собственной неправды. Но слишком сильна человеческая гордыня, чтобы склонить главу не только перед человеческими словами, но даже перед словом Божиим. А отец гордости есть диавол. Поэтому вся эта немотивированная, неадекватная реакция — это не просто состояние нервной системы или возбужденного ума. Нередко это действие темной силы, которая действует через людей. И мы должны ясно понимать, что никогда в течение всей истории слово Божие, призванное нести людям счастье, не воспринималось доброжелательно теми, кто не желал расставаться со своим внутренним, очень часто темным миром.
У святителя Иоанна Златоуста есть замечательные слова о том, что люди, которые пренебрегают вечными ценностями, становятся неспособны употреблять во благо и ценности мира сего. Как часто все то, что людям дорого, — деньги, благополучие, карьерный рост — обращается в прах! Потому что, если попирается самое основное в жизни, то и вторичное нередко деформируется так, что ни от денег, ни от власти, ни даже от славы человек для себя ничего не получает.
Слова Спасителя о Божием Царстве несут в себе огромную внутреннюю силу. Сегодня они обращены к нам, и мы со всем доверием к Богу должны их принимать. Не только формально сказать: «Да, Господи, все в Евангелии правильно», но, обратившись ко Господу с молитвой, испросить у Него сил жить по этим Божественным словам, чтобы стяжать Божие Царство в своем сердце уже здесь, во время земной жизни, и тем паче в жизни вечной. Аминь.
Пресс-служба Златоустовской епархии