9 февраля 2024 г.
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Дорогие друзья, братья и сестры!
Сегодня мы празднуем память небесного покровителя нашего города – святителя Иоанна Златоуста, которого на протяжении многих столетий почитают за безукоризненную веру, добродетельную жизнь и исповеднический подвиг. Церковь выделяет Златоуста среди прочих святителей, называя «вселенским учителем», так как он создал догматическое учение об Иисусе Христе, был усердным служителем алтаря Господня и большим молитвенником.
Святителю Иоанну принадлежат труды по составлению чина Божественной литургии, и мне хотелось бы показать его рассуждение об участии в Таинстве Причащения, которое актуально и в настоящее время. Многие сегодня, приходя на Литургию, не приступают к Чаше, оправдываясь тем, что недостойны или должным образом не приготовились к принятию Таинства. Златоуст возражает им: «Скажи мне, пожалуйста, если бы кто-нибудь был приглашен на трапезу, пошел туда, помыл свои руки, сел и приготовился к трапезе, а затем не стал бы есть, разве он не оскорбил бы того, кто его пригласил? Не лучше ли было бы, если бы он не приходил вообще? Так и ты: пришел на трапезу, пел с остальными песнопения, исповедовал, что ты достоин (поскольку не удалился вместе с недостойными), как ты можешь после всего этого оставаться на Литургии и не причащаться от этой Трапезы? Но ты говоришь: “Я недостоин”. Тогда ты недостоин участвовать и в молитвах, потому что Святой Дух нисходит не только на предлежащие Святые Дары, но и на эти песнопения».
Нам важно понять, что никакие подвиги не сделают нас достойными причащения Святых Таин, когда Христос отдает человеку Всего Себя. И этот дар настолько велик, что получить его мы можем только по любви и милости Божией. Как тут не вспомнить молитву Иоанна Златоуста, звучащую при выносе чаши перед причащением: «Верую, Господи, и исповедую, что Ты воистину Христос, Сын Бога живого, пришедший в мир грешных спасти, из которых я — первый. Еще верую, что это — самое пречистое Тело Твое, и это — самая драгоценная Кровь Твоя. Молюсь же Тебе: помилуй меня и прости мне согрешения мои вольные и невольные, совершенные словом, делом, сознательно и по неведению, и удостой меня не в осуждение причаститься пречистых Твоих Таинств, в прощение грехов и в жизнь вечную. Аминь». Повторяя эти слова, мы свидетельствуем о вере в Спасителя, признаем свое недостоинство и смиренно просим причастить нас, свидетельствуя о нашей готовности оставаться со Христом. А потому, дорогие друзья, приходя на Литургию, будем стремиться к обязательному причащению, потому что Господь желает всем спасения и всегда ждет нас. Аминь.