Многие жители Горнозаводского края помнят небольшой деревянный храм в честь Казанской иконы Божией Матери, который в советские годы действовал в городе Катав-Ивановске. Сюда стекались православные верующие из городов Усть-Катава, Юрюзани, Аши, Сима, Миньяра, Трехгорного. Это была единственная действующая церковь на многие районы. К сожалению, из-за преступного попустительства одного из бывших настоятелей это храмовое здание оказалось в частных руках, и было варварски уничтожено. Произошло это в 90-е годы, когда кругом открывались приходы, строились храмы и возрождались монастыри. Деревянный храм, переживший тяжелые сталинские времена, хрущевские гонения на Церковь, выдержавший все напоры советских «уполномоченных» по делам религий, был просто растащен по бревну как «ненужный». Многие живущие ныне православные люди крестились, венчались, провожали в мир иной своих близких именно на этом приходе. Во многих семейных альбомах хранятся фотографии этой церкви, её внутреннего убранства.
В настоящее время в городе Катав-Ивановске создается инициативная группа по воссозданию Казанско-Богородицкого храма. По благословению епископа Златоустовского и Саткинского Викентия, окружному благочинному протоиерею Александру Симоре поручено вновь зарегистрировать общину и решать текущие вопросы по восстановлению церкви. Благодаря помощи районных властей уже удалось вернуть в собственность бывшую приходскую территорию. На нашем сайте начинается публикация ряда статей об истории этого храма:
Город Катав-Ивановск создавался, как и другие подобные ему городки Южного Урала, одновременно с заводом. Строилось предприятие, возводилось жилье для рабочих. Трудились в основном крепостные крестьяне, купленные симбирскими купцами-заводчиками братьями Твердышевыми и Мясниковым в центральных губерниях Российской империи. Среди этих переселенцев оказалось немало старообрядцев. Были они и в Усть-Катаве, других окрестных заводах, основанных промышленниками, а особенно много их было в Юрюзани.
Инженер, географ, исследователь А.П.Флеровский в книге «От Саткинского завода до горы Иремели. Природа и люди Южного Урала» (1911 год издания) приводит такие сведения: «В Саткинской и Юрюзанской волостях вообще много поморцев. Встречаются и последователи часовенной секты». Примерно такой же расклад был и в Катав-Ивановске. Поменьше насчитывалось единоверцев. Кстати, владельцы наших заводов Иван Мясников и братья Твердышевы помогали приверженцам старого обряда. При их поддержке был основан Златоустовский Воскресенский единоверческий монастырь.
А. П. Флеровский подчеркивал: «Вероятно, благодаря этому сектантскому элементу население Сатки доселе ведет довольно патриархальный образ жизни и отличается консерватизмом…». Эти же качества как нельзя более отличали и население Катав-Ивановска. Строжайшее соблюдение религиозных обрядов, стремление защититься от внешних новых веяний и тем самым сохранить в неповрежденности свою веру диктовали замкнутый образ жизни, накладывали отпечаток и на характеры.
В начале Х1Х века в Катав-Ивановском заводском поселке вместо деревянной церкви было построено красивое каменное здание Иоанно-Предтеченского храма. Оно вполне удовлетворяло духовные потребности жителей растущего поселка. Однако не все ходили в новую церковь. Старообрядцы молились дома, собирались то у одного, то у другого. Это было неудобно, поэтому решили построить свою «моленну», то есть молитвенный дом. «Путеводитель по Уралу» (изд. Екатеринбург, 1899г.) живописует такую картину:
«Вечер. На улицах не видно ни души. Обыватели, утомленные работой, давно уже крепко спят. Но есть в заводе люди, которым сон не смежил еще глаз: вон виднеется огонек и время от времени в окнах мелькают какие-то тени. Если вы подойдете к окну и будете наблюдать то, что делается в этом домике, то увидите такую картину. По лавкам, обязательно в простенках окон, в глубоком молчании сидят несколько человек мужчин и женщин. Слышится только монотонное чтение какой-то книги религиозного содержания. По временам раздаются тяжелые вздохи со стороны слушающих. Иногда чтение заменяется пением каких-нибудь стихов».
И вот для таких молитвенных бдений в 1906 году был построен на общие средства братьями Самариными молитвенный дом. Это строение представляло из себя просто большую избу и располагалось на окраине города, у подножия горы Солоцкой.
Наступала иная эпоха. Судьбы старообрядцев и православных сближались: большевики стали преследовать и тех, и других. А на церковные здания новые власти имели особый взгляд. В 1928— 1929 году закрыли Иоанно-Предтеченский храм, началось целенаправленное обезображивание уникального здания, чтобы и видом своим оно не напоминало церковь. Отобрали и «моленну» у старообрядцев. Из нее сделали избу-читальню. Итак, в результате всех этих событий население целого региона на долгие 17 лет было лишено возможности посещать богослужения и соборно молиться.
Страна вступала в тяжелое время. Великая Отечественная война прокатилась ужасным катком по человеческим судьбам. И в то же время она явилась неким фактором, возвратившим умы и сердца людей к вере. Руководство страны смягчило свое отношение к Церкви, стали открываться храмы, из тюрем и ссылок возвращались священнослужители. Однако в Катав-Ивановске Иоанно-Предтеченский храм верующим отдавать не собирались, там прочно обосновались разные светские учреждения. А вот старый молитвенный дом, по мнению советской власти, для «отсталых элементов» вполне годился. И бывшую староверческую «моленну» было решено передать православной общине.
Дом, более напоминающий барак, отремонтировали, сделали к нему пристрой, установили небольшой купол и освятили в честь Казанской иконы Божией Матери. Открытие церкви произошло в конце 1945-го, либо в начале 1946-го года.
Настоятель Усть-Катавского Христо-Рождественского храма протоиерей Валерий Осотов (ныне покойный) вспоминал, что сюда перевезли церковную утварь, иконостас, иконы из церкви села Карауловка, которая была закрыта в 1933-м или 1935 году.
Наконец вновь в этом уральском уголке стали совершаться богослужения. Бывшая певчая Казанско-Богородицкой церкви, а потом и Предтеченского храма Мария Николаевна Кратий вспоминала о том, кто служил в этой деревянной церкви:
«Первым священником здесь поставили отца Всеволода Симонова. Он был седовласый такой, благовидный, но прослужил недолго. Вообще, священники тогда без конца менялись…».
«А после отца Всеволода, — продолжала Мария Николаевна, — примерно с 1947 по 1949 год служил отец Сергий. Его горячие проповеди трогали людские сердца. Богоненавистники строили ему немало козней, но он все смиренно терпел: за его спиной уже было 10 лет сталинских лагерей…».
За долгие годы без храма верующие истосковались по богослужению. Да и скорбей у каждого хватало с избытком. Поэтому, несмотря на косые взгляды, а то и слежку, люди ехали в Катав-Ивановск отовсюду: из Юрюзани, Усть-Катава, Трехгорного, станционных поселков, добирались из сел и деревень. Автобусного сообщения тогда не было, и каждая поездка давалась нелегко, зато утешение Господь подавал немалое. Мария Николаевна часто рассказывала, какие дивные службы совершались в старой церкви: «Казалось, потолок поднимался, вся церковь плакала — такое было единение…».
«Следующим прислали к нам отца Моисея,— продолжала свои воспоминания певчая.— Он служил где-то до 1951 года. Запомнился своей кротостью. За ним был иерей Аполосс, недолго, около года, затем, тоже немного, отец Григорий Утемов, а потом приехал священник из Уфы, Владимир Залызин, сильный проповедник. Он со своей матушкой Надеждой прекрасно пел.
Очередной батюшка, отец Григорий, тоже 10 лет сидел в лагерях за веру. Почти вся его семья жила возле Почаевского монастыря. Прослужил он года два, и при нем церковь была закрыта…».
Наступила хрущевская эпоха, время изощренного давления на церковь, и вновь весь большой регион остался без храма.
Итак, в 1964 году после Троицы Казанско-Богородичная церковь была закрыта под предлогом аварийности здания. Но протоиерей Валерий Осотов высказывал мнение, что истиной причиной закрытия стали непосильные налоги, которыми обложили в те годы приход.
Среди прихожан были очень активные люди, они стали добиваться возвращения церкви, ездили даже в Москву. Их настоятельная просьба была удовлетворена. В 1967 году создали комиссию, куда вошли работники горисполкома и прихожане. Комиссия сделала вывод, что зданию необходим текущий ремонт. Решать эту проблему активно взялись верующие трех городов: Усть-Катава, Юрюзани, Катав-Ивановска, а также сел. Работали все во славу Божию и к празднику Успения Пресвятой Богородицы ремонт завершили.
Вообще приход был дружный. Костяк его составляли устькатавцы, которые регулярно ездили на службы, они же были и основой хора. В те годы достать ноты песнопений было невозможно, да они и не знали нотной грамоты. Пели душой, со слуха. Ездили в соседние приходы, монастыри, привозили оттуда новые, очень красивые напевы. Когда в церковь пришла Мария Николаевна Кратий, на клиросе регентом была одна монахиня. Звали ее Анна. Кто она — неизвестно, видимо, из ссыльных, которых после войны было немало в городе.
После восстановления церкви прошло восемь лет. В 1975 году деревянное строение постигло новое бедствие. В феврале случился пожар. Огонь охватил правый клирос, горела колокольня, иконостас, были уничтожены его второй и третий ярус. А когда пламя добралось до иконы Спасителя, огонь погас. Власти снова хотели закрыть храм, поставили условия: если быстро восстановите, не закроем. И вновь все верующие взялись за спасение церкви. Бабушки приводили своих сыновей, внуков. Помогали, кто, чем мог. Поставили стропила, дыры затыкали телогрейками, а восстановить иконостас помог Миасский приход. И за два месяца все было сделано. К Пасхе службы уже возобновились.
С того времени и вплоть до 90-х годов богослужения в Казанской церкви не прерывались. Последним ее настоятелем был отец Игорь Марков, который с небольшими перерывами прослужил здесь около 17 лет.
Сайт Златоустовской епархии продолжит знакомить своих посетителей с историей разрушенного Казанско-Богородицкого храма города Катав-Ивановска. Просим всех, кто может поделиться своими воспоминаниями об этой церкви и фотографиями обращаться к благочинному округа протоиерею Александру Симоре (8 9193582747).
Также все желающие могут оказать посильную помощь в восстановлении храма.
Автор — Ольга Ушакова