20 июня 2021 года, в праздник Святой Троицы, Пятидесятницы, епископ Златоустовский и Саткинский Викентий совершил Божественную литургию под открытым небом на прихрамовой территории Серафимовского кафедрального собора г. Златоуста.
В текущем году из-за продолжающейся угрозы коронавирусной инфекции на приходах Златоустовской епархии соблюдаются все санитарные нормы, предписанные Роспотребнадзором. В связи со сложной эпидемиологической обстановкой прихожане, посетившие богослужение, соблюдали все меры предосторожности и находились на полутораметровом расстоянии друг от друга.
На территории Серафимовского собора была нанесена особая разметка. Все молящиеся были снабжены медицинскими масками. Временный алтарь был оборудован в притворе соборного храма, а паперть стала солеёй.
Его Преосвященству сослужили секретарь Епархиального управления протоиерей Дионисий Абрамов, руководитель службы протокола иеромонах Герман (Мягченко), иерей Роман Шаяхметов, диаконы Александр Шамсутдинов, Андрей Старлытов, Александр Кочергин и иеродиакон Савва (Маня).
За богослужением пел хор кафедрального храма под управлением диакона Георгия Пынзару.
На сугубой ектении были возглашены молитвенные прошения об избавлении от коронавирусной инфекции, а так же о врачах, трудящихся в «красных зонах». Затем епископ Викентий вознёс молитву, во время вредоносного поветрия чтомую.
Проповедь по запричастном стихе произнёс протоиерей Дионисий Абрамов. По окончании литургии владыка совершил Великую Вечерню Пятидесятницы, с чтением коленопреклонных молитв в воспоминание сошествия на апостолов Духа Утешителя.
В завершение богослужения епископ Викентий обратился к молящимся со словом проповеди и поздравил всех с великим праздником Святой Троицы. Владыка так же отметил, что, несмотря на отмену ежегодного крестного хода к месту разрушенного Троицкого собора, духовенство как и в прошлом году проследует по его маршруту на автомобилях, где у памятного камня будет совершён молебен.
***
В праздник Пятидесятницы воспоминается и прославляется сошествие Святого Духа на апостолов в виде огненных языков.
Название Пятидесятницы этот праздник получил, во-первых, потому, что он праздновался еще в ветхозаветной Церкви, во-вторых, потому, что этот праздник приходится на 50-й день после Воскресения Христова. Сошествие Святого Духа на апостолов есть «свершение» нового, вечного Завета Бога с человеком.
Дух Святой в день Пятидесятницы явился в мир видимым образом и ощутительно для человеческой души — с дарами спасающей благодати.
В день Пятидесятницы на общество учеников Христа, как начало Церкви Христовой, сошел Святой Дух, и оно стало как бы единым телом, оживленным душой. С этого времени Церковь Христова стала расти через усвоение и присоединение к себе других душ.
Чрезвычайное благодатное действие произвел Дух Святой на апостолов: они совершенно переменились, стали как бы другими людьми; они почувствовали в себе такую любовь к Богу и людям, о какой раньше представления не имели. Это было излияние любви Христа в их сердца Духом Святым. Они почувствовали в себе силу и дерзновение все делать, всю жизнь отдать для славы Божией и спасения людей.
Святой Дух приводит в бытие («осуществляет») и оживотворяет всю тварь; в Нем все живет и движется: «вся бо созданная яко Бог Сый укрепляет, соблюдает во Отце Сыном же».
Святым Духом подаются глубина дарований, богатство славы, боговедения и премудрости. Им подается всем источник Божественных сокровищ, святость, обновление, обожение, разум, мир, благословение и блаженство, ибо Он есть Жизнь, Свет, Ум, Радость, Любовь и Благость.
В день Пятидесятницы впервые явственно открылась тайна Божественного Существа, тайна Святой Троицы. Догмат о Святой Троице является основным в христианстве. Он объясняет все дело искупления грешного человечества. На вере в Триединого Бога зиждется все христианское вероучение.
Все наше богослужение — общественное и частное – начинается с прославления Пресвятой Троицы. Молитвы ко Святой Троице сопровождают человека от появления его на свет до смерти.
Первые слова, которые Церковь обращает к только что родившемуся младенцу, — «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». В таинстве Крещения Церковь возрождает младенца «во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». В таинстве Миропомазания полагается на него «печать дара Духа Святаго». С отроческого возраста кающемуся отпускаются на исповеди грехи его «во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». Во имя Святой Троицы совершается таинство Брака. Наконец, молитва иерея при погребении усопшего: «Яко Ты еси Воскресение…» заканчивается обращением ко Святой Троице.
Праздник Пятидесятницы, по словам церковных песнопений, есть праздник «попразднственный», конечный. Он есть завершение всех великих праздников — от Благовещения Пресвятой Богородицы, до Пасхи и Вознесения Господа Иисуса Христа.
Праздник Пятидесятницы есть славный конец долгого, крестного, тернистого пути спасения мира Богочеловеком Христом, день рождения Церкви Христовой, в ограде которой совершается спасение людей благодатью Святого Духа.