9 июня 2019 года, в Неделю 7-ю по Пасхе, в день памяти отцев I Вселенского собора, епископ Златоустовский и Саткинский Викентий совершил Божественную литургию в Серафимовском кафедральном соборе г.Златоуст.
Его Преосвященству сослужили: секретарь Епархиального совета архимандрит Иннокентий (Третьяков), секретарь Епархиального управления протоиерей Дионисий Абрамов, соборный ключарь архимандрит Фаддей (Чередниченко), настоятель храма Иоанна Златоуста епархиального центра протоиерей Андрей Фоменко, руководитель Отдела по церковной благотворительности и социальному служению иерей Николай Невзоров, диаконы Сергий Кочетов, Александр Шамсутдинов, Андрей Старлытов, Николай Вайсбекер, Роман Шаяхметов, иеродиаконы Роман (Глушак) и Савва (Маня).
На сугубой ектении были возглашены прошения о единстве Православия, о сохранении Церкви от разделений и расколов и молитва о мире на Украине.
За Литургией владыка рукоположил диакона Романа Катаева в сан пресвитера, а иподиакона Александра Кочергина в сан диакона. Оба ставленника в настоящее время обучаются на заочном отделении Екатеринбургской Духовной семинарии.
Проповедь по запричастном стихе произнёс протоиерей Дионисий Абрамов.
Многие из молящихся причастились в этот день Святых Христовых Таин.
В завершении богослужения владыка поздравил богомольцев с воскресным днем и продолжающимся праздником Вознесения Господня и преподал всем своё архипастырское благословение.
Затем архипастырь совершил панихиду по приснопоминаемому архимандриту Гермогену (в схиме Тихону) (Муртазову).
***
Память Первого Вселенского Собора празднуется Церковью Христовой с древнейших времен. Господь Иисус Христос оставил Церкви великое обетование: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют Ее» (Мф. 16, 18). В этом радостном обетовании находится пророческое указание, что, хотя жизнь Церкви Христовой на земле будет проходить в трудной борьбе с врагом спасения, победа на Ее стороне. Святые мученики засвидетельствовали истинность слов Спасителя, претерпев страдания за исповедание Имени Христова, и меч гонителей склонился перед победоносным знамением Креста Христова.
С IV века прекратились преследования христиан, но внутри самой Церкви возникли ереси, на борьбу с которыми Церковь созывала Вселенские Соборы. Одной из опаснейших ересей было арианство. Арий, александрийский пресвитер, был человеком безмерной гордыни и честолюбия. Он, отвергая Божественное достоинство Иисуса Христа и Его равенство с Богом Отцом, ложно учил, что Сын Божий не Единосущен Отцу, а сотворен Отцом во времени. Поместный Собор, созванный по настоянию Александрийского Патриарха Александра, осудил лжеучение Ария, но тот не покорился и, написав многим епископам письма с жалобой на определение Поместного Собора, распространил свое лжеучение по всему Востоку, ибо получил поддержку в своем заблуждении от некоторых восточных епископов. Для расследования возникшей смуты святой равноапостольный император Константин (память 21 мая) направил епископа Осию Кордубского и, получив от него Удостоверение, что ересь Ария направлена против самого основного догмата Христовой Церкви, решился созвать Вселенский Собор. По приглашению святого Константина в город Никею в 325 году собрались 318 епископов — представителей христианских Церквей из разных стран.
Среди прибывших епископов было много исповедников, пострадавших во время гонений и носивших на телах следы истязаний. Участниками Собора были также великие светильники Церкви — святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских (память 6 декабря и 9 мая), святитель Спиридон, епископ Тримифунтский (память 12 декабря), и другие, почитаемые Церковью святые отцы.
Александрийский Патриарх Александр прибыл со своим диаконом Афанасием, впоследствии Патриархом Александрийским (память 2 мая), названным Великим, как ревностный борец за чистоту Православия. Равноапостольный император Константин присутствовал на заседаниях Собора. В своей речи, произнесенной в ответ на приветствие епископа Евсевия Кесарийского, он сказал: «Бог помог мне низвергнуть нечестивую власть гонителей, но несравненно прискорбнее для меня всякой войны, всякой кровопролитной битвы и несравненно пагубнее внутренняя междоусобная брань в Церкви Божией».
Арий, имея своими сторонниками 17 епископов, держался гордо, но его учение было опровергнуто и он отлучен Собором от Церкви, а святой диакон Александрийской Церкви Афанасий в своей речи окончательно опроверг богохульные измышления Ария. Отцы Собора отклонили символ веры, предложенный арианами. Был утвержден православный Символ веры. Равноапостольный Константин предложил Собору внести в текст Символа веры слово «Единосущный», которое он часто слышал в речах епископов. Отцы Собора единодушно приняли это предложение. В Никейском Символе святые отцы сформулировали апостольское учение о Божественном достоинстве Второго Лица Пресвятой Троицы — Господа Иисуса Христа. Ересь Ария, как заблуждение гордого разума, была обличена и отвергнута. После решения главного догматического вопроса Собор установил также двадцать канонов (правил) по вопросам церковного управления и дисциплины. Был решен вопрос о дне празднования Святой Пасхи. Постановлением Собора Святая Пасха должна праздноваться христианами не в один день с иудейской и непременно в первое воскресенье после дня весеннего равноденствия.
Пресс-служба Златоустовской епархии