17 ноября 2018 года в Москве начала работу международная конференция «Преемство монашеских традиций в современных монастырях. Духовное наследие египетских отцов и его актуальность для современного монашества». Организаторами монашеского форума являются Синодальный отдел по монастырям и монашеству и Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь Москвы.
В президиуме конференции, проходящей в Центре оперного пения им. Галины Вишневской, присутствовали: митрополит Саранский и Мордовский Зиновий; митрополит Астраханский и Камызякский Никон; епископ Туапсинский Дионисий, викарий Екатеринодарской епархии; епископ Лидский и Сморгонский Порфирий, председатель Синодального отдела по делам монастырей и монашеству Белорусского экзархата; игумения Иулиания (Каледа), заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского монастыря.
В первый день работы форума в нем приняли участие 245 человек. По благословению епископа Златоустовского и Саткинского Викентия на конференцию прибыли секретарь Епархиального совета, благочинный Златоустовского округа архимандрит Иннокентий (Третьяков) и ключарь Серафимовского кафедрального собора г.Златоуст архимандрит Фаддей (Чередниченко).
Председательствующий на конференции митрополит Зиновий передал участникам форума благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и благословение председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста. В приветственном слове владыка отметил, что перед участниками конференции, собравшей единомышленников, стоит задача ответить на вопрос, как сохранить полноту и чистоту духовной жизни в этом меняющемся на наших глазах мире. Затем митрополит Зиновий предложил игумении Иулиании поделиться впечатлениями от предпринятой в ноябре 2018 года поездки в Египет в составе делегации монашествующих Русской Православной Церкви.
В своем выступлении «Дух всеобъемлющей любви во Христе в жизни современных египетских монастырей» настоятельница Зачатьевской обители рассказала, что тему монашеской конференции 2018 года выбрал Святейший Патриарх Кирилл. Предстоятель Церкви также благословил организаторов форума посетить монастыри и святые места, связанные с историей возникновения и расцвета христианского монашества в Египте. Оказавшись по приглашению Патриарха Коптского Тавадроса II на родине монашества, участники делегации, по словам матушки, словно перенеслись во времена отцов-пустынников, исполненных духом подвига и исповедничества. «В течение всей нашей поездки мы находились под охраной вооруженных солдат», — поделилась игумения Иулиания. Но сами копты без страха перемещаются по улицам, имея внутреннюю готовность пострадать за Христа.
За пять дней члены делегации посетили три женских и шесть мужских монастырей. Всего же на египетской земле действует 50 монастырей, 30 из которых насчитывает 100 и более насельников. Несмотря на многовековые гонения, в монастырях сохранилось преемство традиций, заложенных основателями монашества IV-V веков. В общении с братиями и сестрами обращали на себя внимание их простота, скромность, радостное состояние духа. Примечательно, что до сего дня в коптских монастырях сохранился обычай омовения ног. Игумен и старшие братия омывают ноги странникам, предпринявшим далекий пеший путь. «И нам предложили умыть ноги, и было видно, что братия готовы исполнить свои слова», — сказала матушка Иулиания.
В одном из монастырей на вопрос, какими бы игумен хотел видеть своих монахов, он ответил, что хотел бы, чтобы братия были как ангелы. Духовное воспитание иноков является предметом особой заботы в египетских монастырях. Также большое внимание уделяют игумены и игумении приему в обители новых членов монашеских общин. Желающие поступить в монастыри должны иметь светское образование, быть воцерковлены, знать основы христианской веры и обладать твердой решимостью стать монахами. Для того чтобы понять, способен ли молодой человек (в монастыри здесь принимают до 30-летнего возраста) к иноческой жизни, игумен или игумения могут пригласить на беседу родственников кандидата, без благословения которых монастыри не берут послушников.
Паломники не нарушают внутреннего уклада египетских обителей, так как здесь четко разграничены территории, доступные для посещения, и скрытые от мирян келейные территории насельников. Ограничены и часы посещений монастырей паломниками. «Побывав в египетских монастырях, мы немного приобщились к их опыту и поняли, что и сегодня мы можем жить, как жили и живут последователи Христа. Главное, иметь решимость и желание следовать за Спасителем», — сказала, завершая свое выступление, игумения Иулиания
Первый доклад пленарного заседания, с которым выступил иеромонах Ермоген (Бурыгин), сотрудник Управления делами Московской Патриархии, носил название «Игумен монастыря по творениям египетских отцов Церкви IV-VII веков». Отец Ермоген поставил своей задачей тщательно рассмотреть свидетельства памятников монашеской письменности, житийной и учительной литературы, касающиеся всех сторон деятельности настоятелей обителей. Первая часть доклада была посвящена святоотеческим советам будущим игуменам, тем, кому предстоит нелегкий труд руководства монашествующими. Святыми отцами этот труд воспринимался как жизненный подвиг, который возможно понести лишь при максимальном самоотречении, напряжении собственных сил и надежде на помощь Божию, подчеркнул докладчик. Святые подвижники Египта акцентировали внимание на двух основных аспектах подготовки к такому служению: отсутствии горделивых и корыстных устремлений кандидата и необходимости предварительного приобретения опыта монашеской жизни и пребывания в послушании. Так, например, преподобный Иоанн Кассиан пишет, что в египетских общинах опыт кандидата в игумены, положительно проявившего себя в качестве рядового монаха, был одним из решающих факторов избрания на должность начальствующего.
Вместе с тем, как отметил отец Ермоген, руководство обителью не требует искусственного подражания некоему идеальному образцу. Даже у святых отцов характеры и нравы различались порой кардинально, примером чего могут служить преподобные Антоний Великий и Пахомий Великий, преподобные Макарий Великий и Феодор Освященный и др. В связи с этим игумену нужно со смиренномудрием сохранять свойственное ему внутреннее устроение и более всего избегать гордыни. Святые отцы также много говорят о необходимости рассудительности при принятии игуменом решений, что нередко выражается в предпочтении принципов икономии и милосердия по отношению к братии. Игумен должен всех вверенных ему братий увещевать и учить тому, что свято, не злоупотреблять властью и, прежде всего, показывать пример святости в собственной жизни.
Большую часть всего объема святоотеческих поучений, касающихся начальника монастырского общежития, занимает тема отношения игумена к вверенному его попечению монашескому братству. «Братия должны бояться настоятеля как господина и любить как отца — именно этим непростым сочетанием строгости и любви исполнено содержание всех найденных поучений», — отметил иеромонах Ермоген. При этом любые строгие меры должны применяться только либо ради общей пользы, либо для спасения души согрешающего. Игумен же, как учил преподобный Макарий, употребляя власть, внутренне должен почитать себя «рабом, недостойным всякого из братии»: только так он может сохранить свое мирное устроение и при этом поддерживать дисциплину. В заключение докладчик сделал вывод, что основные принципы управления монастырем концептуально не изменились и в наше время и рекомендации в отношении игуменского служения, которые сохранились в сочинениях отцов, остаются актуальными и способствуют внутреннему преуспеянию игумена и вверенного ему братства.
Затем участникам конференции был представлен доклад иеромонаха Силуана (Никитина), и.о. ректора Сретенской духовной семинарии, «Устав преподобного Антония Великого как основа монашеской жизни». В начале своего выступления отец Силуан сделал краткий экскурс в историю Устава преподобного Антония, который на самом деле не существует в виде единого свода правил с подтвержденным авторством, но вошел в сокровищницу христианской литературы в поздних латинских переводах с арабского таких сочинений, как «Правила монашеской жизни», «Устав преподобного Антония», или «Устав отшельнической жизни». Отметив, что это, несомненно, был действующий устав, регулирующий жизнь некоторых полуотшельнических монастырей, и что, исходя из содержания, его вполне можно считать основой монашеской жизни в целом, докладчик напомнил далее, что русским читателям до недавнего времени данный текст был знаком по переводам святителя Феофана Затворника, включенным в изданное им «Добротолюбие».
Самым известным и авторитетным толкователем Устава преподобного Антония в настоящее время является архимандрит Эмилиан (Вафидис). В своей книге «Трезвенная жизнь и аскетические правила» он объясняет 80 правил Устава. Этот труд был издан на русском языке в переводе сестер Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря г. Екатеринбурга. Дальнейшее содержание доклада иеромонаха Силуана касалось анализа различий названных переводов, которые, в свою очередь, опираются на разные издания текстов Устава. Кроме того, докладчик отметил, что архимандрит Эмилиан интерпретирует Устав для использования насельниками общежитийных обителей, в то время как в русскоязычной монашеской традиции его трактовали всё же больше как правила для анахоретов, поэтому толкование святогорского старца в настоящее время не имеет у нас академических аналогов. Главный вывод, сделанный автором доклада, это назревшая необходимость научно-текстологического исследования отечественными богословами Устава преподобного Антония на основании святоотеческого наследия.
В докладе «Устав Киево-Печерской лавры как образец преемства монашеской традиции» преподаватель Киевской духовной академии архимандрит Феофан (Меджидов) на исторических примерах показал, что устав Лавры вобрал в себя все лучшее из традиций монашества Египта, Палестины, Афона и Византии. Очевидно, общежительный устав Лавры, введенный Феодосием Киево-Печерским, базировался на отшельническом образе жизни преподобного Антония. Оба указанных вектора в развитии монашеского делания, вне всякого сомнения, находятся в полном соответствии с духовным наследием двух древних египетских отцов преподобных Антония и Пахомия. С течением времени устав Лавры подвергался давлению как со стороны внешнего врага — всевозможных нашествий, — так и со стороны врага внутреннего — еретических и раскольнических группировок. Однако он выстоял в горниле испытаний и представляет собой гармоничное воплощение Типикона с элементами своеобразных уникальных особенностей и в полном соответствии с духом древних подвижников, аскетов, стоявших у основания монашества.
Затем некоторое время было отведено ответам на поступившие в президиум вопросы. Участники обменялись мнениями по поводу того, на чем зиждется и как проявляется в повседневной жизни монастыря авторитет игумена; как в наше время можно следовать традициям египетских отцов.
После перерыва началось заседание круглого стола «Духовное руководство: слово от опыта». Его открыл епископ Лидский и Сморгонский Порфирий, представивший присутствовавшим свой доклад «Рассудительность и любовь египетских отцов в духовном руководстве братией». «Египет — страна, где зародилось монашество, — сказал владыка Порфирий. — Именно там был заложен фундамент для всех последующих монашеских деланий: умная молитва, аскетизм, уставы отшельнического, скитского и общежительного жития». Его Преосвященство привел несколько сохраненных в патериках характерных эпизодов из жизни египетских отцов для того, чтобы наглядно показать, как гармонично подвижники сочетали в себе аскезу, рассудительность и любовь. Оставшееся время выступления владыка, возглавлявший делегацию монашествующих Русской Православной Церкви в поездке к общехристианским святыням Египта, посвятил рассказу о своих впечатлениях от посещения египетских монастырей. Епископ Порфирий особо отметил практику выучивания евангельских текстов и Псалтири наизусть как продолжение древней традиции в современных коптских обителях, а также отношение к монашескому правилу обязательного распределения времени на чтение и богомыслие. В заключение владыка привел слова принимавшего делегацию епископа Даниила: «Самый великий монастырь тот, где есть самая большая любовь».
Докторант Фрибургского университета, член Союза писателей России Зиновий Чесноков выступил с докладом, озаглавленным «Вопроси отца твоего, и возвестит тебе: принципы духовного окормления древних египетских отцов». Докладчик представил свидетельства того, что раннехристианские источники уже содержат мысли о необходимости духовного окормления у старцев. Святые, явившиеся проводниками аскетического движения из Египта в Палестину и далее на Кипр и в Европу, одновременно способствовали и распространению старчества как особой аскетической практики, целью которой является достижение единения с Богом посредством послушания духовному отцу. Автору доклада, несмотря на его молодой возраст, посчастливилось общаться с последним из ныне живущих насельников Глинской пустыни поколения преподобных глинских отцов схимитрополита Серафима (Мажуги), схиархимандрита Серафима (Амелина) и других — отцом Вениамином (Селивановым). Духовная жизнь египетской пустыни может быть везде, где есть продолжатели заветов великих старцев — таким выводом на основе собственного опыта поделился со слушателями Зиновий Чесноков.
Завершилось заседание круглого стола докладом игумена Петра (Мажетова), наместника мужского монастыря Свято-Косьминская пустынь Екатеринбургской митрополии, «Духовное руководство братией в современных монастырях — использование наследия древних египетских отцов». Отец Петр предложил аудитории «в деловом ключе» задаться вопросом, что, действительно, является причиной духовных недугов современного монашества. Что можно противопоставить окружающей культуре мирских ценностей, наполняющей ныне жизнь инока «центробежными процессами»? Просто найти время и возможность для личной молитвы сегодня крайне недостаточно, убежден игумен Петр, необходима соответствующая жизнь. Монастырь должен быть не просто школой уединения, но обязательно школой евангельской любви. В подтверждение этого докладчик привел высказывания и святых отцов первых веков монашества, и гораздо более близкого нам по времени учителя иночества святителя Игнатия (Брянчанинова). Новоначальный, особенно молодой человек, приходя в монастырь, должен попасть в обстановку любящей семьи, где каждый болеет за другого, где есть понимание ответственности, а не в интернат казенного типа.
Далее отец Петр поделился своим видением того, чем отличаются понятия «личность» и «лицо» и почему монаху важно осознать это различие и обрести свое сокровенное, духовно преображенное лицо как свое богоподобное «я». Значимость личности важна для жизни в миру, но «подлинное монашество существует совсем в другом измерении», — заключил отец Петр, напомнив слушателям монашескую истину: в миру и в монастыре бывает одинаково тяжело, но в монашестве не только знают, ради чего терпят скорби, а и имеют возможность проживать ежедневное воздаяние — встречу со Христом и обретение Царствия Божия внутри себя.