В рамках большой Программы «Православные и старообрядческие церкви Уфимской губернии» мне хочется рассмотреть судьбу и тех церковных сёл, которые во время большевицких административно-территориальных экспериментов были выведены из исторической полноты Уфимской губернии (Уфимской епархии). Через промежуточные административные ступеньки часть из них в середине 1930-х гг. оказались в составе Челябинской области. К счастью, в череде живоносных церковных преобразований патриарха Кирилла в декабре 2016 г. эти территории целостно вошли в состав новообразованной Златоустовской епархии. Таким образом наши до боли знакомые и любимые по историческим источникам храмы вновь собраны под одну церковно-территориальную единицу. Следует наметить, что должность с титулованием викарного «епископа Златоустовскаго» уже вводилась в Уфимской губернии в 1917 году, однако полноценная епархия образована не была.
Всего на территории т. н. «златоустовского рукава» было 42 населенных пункта с церквами, в том числе и 3 монастыря, расположенных в лесных местностях. Общее же число храмов, включая небольшое количество единоверческих церквей, а также старообрядческих церквей и молитвенных домов – ~68 (в это число не входят культовые здания города Златоуста, со Златоустом их будет около 80-ти). Интересно, что до 1920-х годов на территории Златоустовского уезда был лишь один город – уездный, при социализме их число увеличилось до 11-ти, причём сёла-заводы стали городами за довольно небольшой полувековой промежуток – с 1930-х до 1980-х годов. Но по контрасту с рассматриваемой южной частью ни одного города не появилось в сельской части Златоустовского уезда, оставшейся в составе Башкирии.
В географическое понятие «златоустовского рукава» включена и тогда стоявшая особняком восточная горно-заводская часть Уфимского уезда от Аши-Балашова до Усть-Катава. Православные сёла и старообрядческие общины на этих землях географически территориально, культурно и духовно тяготеют к Златоустовскому уезду, и для удобства их можно условно включить в рассматриваемое сомножество. Восточной же границею златоустовского рукава, как и одноименного уезда, и 150 лет назад и сейчас служит водораздельный хребет Европа–Азия. В северной части Златоустовского уезда, оставшейся в границах Башкирской АССР, осталось 47 населённых пунктов, некогда имевших церкви. Справедливости ради оговорюсь, что в процентном соотношении чисто уничтоженных храмов здесь больше (это 5 нынешних северо-восточных районов Башкирии). Но «инородческий фактор» не сыграл здесь какой-то решающей демонической роли, как считают некоторые. По многочисленным собранным мною полевым исследованиям инонациональное окружение русских сёл почти не повлияло на уничтожение православных святынь в 1930-40-е годы, и только ликвидация «неперспективных деревень» в поздне-советское время, отток русского населения в Челябинскую область и Екатеринбуржье добили многие сёла, и церкви в северной части уезда.
Перечислим же все найденные нами населенные места «Златоустовского рукава» (сёла, сёла-заводы, монастыри, город) с наличием того, что в них было церковного на историческом рубеже 1910-х и 20-х годов. Для удобства ввожу сокращения: ц – православная церковь, стрбр. м/д – старообрядческий молитвенный дом, стрбр. общ. – старообрядческая община (наличие молитвенного дома не выявлено), еднврч. ц. – единоверческая церковь.
- Аша-Балашово (ц),
- Миньяр (ц),
- Биянка (ц) ,
- Сим (ц и стрбр. м/д),
- Илек (ц.),
- Муратово (ц и стрбр. м/д),
- Ерал (ц и стрбр. м/д),
- Кропачёво (ц),
- Арацкое (ц),
- Серпиевка (ц и стрбр. общ.),
- Карауловка (ц),
- Бедярыш (ц),
- Катав-Ивановск (2 ц. и стрбр. общ.),
- Верх-Катав (ц и стрбр. м/д),
- Орловка (ц),
- Усть-Катав (2 ц и стрбр. м/д),
- Минка (ц),
- Вязовая (ц),
- Тюбеляс (ц),
- Юрюзань (2 ц и 2 стрбр. м/д (ц?)),
- Екатериновский Посад (ц),
- Первуха (ц),
- Меседа (ц и стрбр. м/д),
- Тюлюк (ц),
- Александровский посад (ц и стрбр. м/д),
- Покрово-Никольский старообрядческий женский монастырь (1? моленная ),
- Сикиязтамак (ц и 1 еднврч. или стрбр.? ц),
- Айлино (2 ц, 1 стрбр. ц и 1 стрбр. м/д),
- Саткина (Новая) пристань (ц),
- Бакал (ц),
- Рудничное (ц),
- Сатка (4 ц. и 1?стрбр. м/д),
- Бердяуш (ц),
- Воскресенский единоверческий муж. м-рь (н. Иструть) (2 еднврч. ц),
- Анно-Кашинский единоверческий женский монастырь (н. Мраморное (Монастырка)) (еднвр. ц),
- Куса (2 ц, 1 еднврч. ц, и 2? стрбр. м/д),
- Куваши (ц),
- Медведёво (ц),
- Аршинское (ц),
- Александровка (ц),
- Златоуст (~6 ц, 1 еднврч. ц, 4 стрбр. общ.) и Тихвинский единоверческий женский монастырь , (1? еднврч. ц).
- Веселовка (ц).
Исходя из увеличивавшегося населения, в ряде сёл-заводов Златоустовского уезда в XIX-нач.ХХ века возникло по две православных церкви: Усть-Катавском, Юрюзанском, в Саткинском и Кусинском их стало по три (по одной из них – единоверческие), в Златоусте – 6 (5 чисто-православных, одна единоверческая). По количеству вторых и третьих церквей (сначала приписных, а потом приходских) Златоустовский уезд занимал первое место в Уфимской губернии (например, в Стерлитамакском, Бирском уездах таких сёл было по одному, в Белебеевском два). Наряду с горнозаводской частью вторые церкви в сёлах возникали и в северной половине Златоустовского уезда (в одном Дуванском районе таких сёл было 5). Несмотря на то, что Златоустовский уезд был самым маленьким по площади, по количеству монастырей он не отставал – по 4 монастыря в уезде – установившееся среднее число по губернии.
Нам не хотелось бы отказываться и от богатого наследия братьев-старообрядцев, сыгравших огромную роль в русском освоении Приуралья, Урала и Зауралья. По их народонаселению, процентному соотношению, количеству молитвенных домов и общин Златоустовский уезд (рукав) и здесь был первым. Перечисляю только выявленные мною сёла и города, где существовали их церкви и молитвенные дома, без разделения на поповцев и беспоповцев и мелкие толки.
Церкви старообрядческие существовали именно как здания церковного вида в Катав-Ивановском заводе, Юрюзанском заводе (по некоторым сведениям их было там даже 2, разных толков), в Кусинском заводе (здесь было предположительно 2 старообрядческих молитвенных дома, имеющие вид церквей). В сёлах Айлине и Сикиязтамаке (наряду с православными церквами) было и по одной старообрядческой церкви. В Златоусте было около 4-х разнотолковых старообрядческих общин, имевших свои молитвеннее дома, церковный вид у них не выявлен.
Старообрядческие приходы, имеющие отдельные общественные (нежилые) молитвенные домы, были до 1920-х годов в следующих сёлах: Симском заводе, Муратове, Ерале, Серпиевке, Катав-Ивановском заводе, Верхнем Катаве, Меседе, Александровском посаде, Усть-Катавском заводе, Айлине. Исходя из количества населения, возможно, таковые также имелись и в Саткинском, Кусинском заводах и в Златоусте, но пока не выявлено. Город Златоуст был на первом месте в уезде по количеству церковных зданий: 5 чисто-православных церквей, одна единоверческая и 7 домóвых церквей. Среди сёл, как юга так и севера Златоустовского уезда, на первом месте Айлино: 1 чисто-православная церковь, 1 единоверческая, 1 старообрядческая и 1 и старообрядческий молитвенный дом.
Везде старообрядческие молитвенные домы мирно существовали в вышеперечисленных населённых пунктах наряду с православными храмами, и только в Покрово-Никольском старообрядческом женском монастыре (по сути – скиту) существовал поморский молитвенный дом (храм), а православных церквей там не было. В Иструти и Монастырке (н. Мраморном) существовали единоверческие монастыри, соответственно – Воскресенский единоверческий мужской и Анно-Кашинский единоверческий женский, чисто-православных церквей там тоже не было; населённые пункты как таковые, в виде посёлков, возникли при разоренных монастырях уже при социализме. Добавим, что в ХХ веке появилось ещё несколько населенных пунктов, где в царское время не было церквей, а позже возникли: Магнитка (в 1950-е гг.), Межевой (с уничтожением церкви в Саткиной (Новой) Пристани в 2004 г.), Трёхгорный (в 2000-е), Сулея (в 2000-е), в стадии образования приходы сёл Злоказово и Петропавловка.
Судьба почти всех 80-ти храмов на рассматриваемой территории в условиях построения коммунизма была трагичной, она была бы ещё ужаснее, если бы коммунистический эксперимент удался. В 1920-30-е годы почти все они были закрыты, разорены, бóльшая часть их (в т. ч. и памятники архитектуры) варварски разрушена. Историческое, культурное, церковное и духовное единство Златоустовского уезда было разорвано. Последние храмы Златоустовского рукава уничтожались даже в 2000-х годах (Саткина (Новая) Пристань, Катав-Ивановск). В настоящей статье автор не ставил целью рассмотреть судьбу абсолютно всех этих зданий, тем более что количество старообрядческих молитвенных домов, а тем паче общин, не поддаётся точному подсчёту. При более подробном изучении их число может возрасти и до сотни. Поэтому некоторым вводимым нами ограничителем можно поставить наличие именно церковного здания, имеющего соответствующий церковно-архитектурный вид, построенного или освященного именно под храм, в отличии, скажем, от многочисленных старообрядческих молитвенных домов, действовавших в крестьянских жилых домах (что автор неоднократно отмечал по всему Приуралью).