Правящий архиерей совершил воскресную Литургию в домовом храме

28 июня 2020 года – Неделя 3-я по Пятидесятнице; день памяти святителя Ионы, митрополита Московского и всея России, чудотворца. А так же празднество в Вологде всем преподобным отцам Вологодским, Собор Псковских святыхСобор Новгородских святыхСобор Белорусских святыхСобор Санкт-Петербургских святыхСобор святых Удмуртской земли.

Епископ Златоустовский и Саткинский Викентий совершил Божественную литургию в архиерейском крестовом домовом храме в честь святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси в сослужении иеродиакона Саввы (Маня).

На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Святого Православия и сохранении Церкви Христовой от разделений и расколов; возглашалось особое прошение о спасении Отечества и всего мира от морового поветрия. Архипастырь прочитал молитву об избавлении от губительной эпидемии.

После отпуста Литургии епископ Викентий обратился к молящимся с архипастырским поучением.

+++

Неделя 3-я по Пятидесятнице:

Сказал Господь: светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.

Мф., 18 зач., 6, 22–33

 

Сегодня мы читали небольшой отрывок из Евангелия от Матфея, несколько строк так называемой Нагорной проповеди Христа. Нагорная проповедь – это квинтэссенция христианского учения, здесь собраны основные высказывания Христа о нравственном облике христианина, это его новые заповеди, которые дают человечеству этические нормы и ценностные ориентиры, новые цели земной жизни, путь к спасению.

 

Язык Христа полон образов, иносказаний. Его слова нельзя воспринимать буквально, но и слишком абстрактно, домысливая, тоже нельзя. Нужно помнить, что Господь говорил с простым народом, так, чтобы смысл сказанного был ясен. Он применял в речи те обороты, которые были понятны евреям того времени. Но и сегодня эти поучения близки нам, они воспринимаются практически интуитивно, обличая нашу совесть и являясь мерилом нашей праведности.

 

Давайте еще раз внимательно прочтем строки Евангелия, и мы увидим, что предлагаемый отрывок Нагорной проповеди можно по смыслу разделить на три условные части. Первая повествует нам о светильнике – оке. Под оком, по словам Феофана Затворника, следует понимать ум, а под телом – весь состав души. В книге «Мысли на каждый день года по церковным чтениям Слова Божия» он дает такое объяснение этому отрывку: «когда ум прост, тогда в душе светло; когда же ум лукав, тогда в душе темно. Что такое ум простой и ум лукавый? Ум простой тот, который принимает все, как написано в слове Божием, и несомненно убежден, что все так и есть, как написано: никакого хитроумия, никаких колебаний и раздумья нет в нем.

 

Ум лукавый тот, – пишет далее преподобный Феофан, – который приступает к слову Божию с лукавством, хитрым совопросничеством и подъискиваниями. Он не может прямо верить, но подводит слово Божие под свои умствования. Он приступает к нему не как ученик, а как судия и критик, чтоб попытать, что-то оно говорит, и потом или поглумиться, или свысока сказать: «да, это не худо». У такого ума нет твердых положений, потому что слову Божию, очевидно, он не верит, а свои умствования всегда неустойчивы: ныне так, завтра иначе. Оттого у него одни колебания, недоумения, вопросы без ответов; все вещи у него не на своем месте, и ходит он впотьмах, ощупью. Простой же ум все ясно видит: всякая вещь у него имеет свой определенный характер, словом Божиим определенный, потому всякой вещи у него свое место, и он точно знает как себя в отношении к чему держать, — ходит, значит, по дорогам открытым, видным, с полною уверенностью, что они ведут к настоящей цели.»

 

Далее Христос говорит о том, что служение Богу требует полной самоотдачи. «Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6: 24) Это еще один призыв отречься от мира ради спасения собственной души. Невозможно жить в грехе и спастись. Только ежедневный труд над собой, стремление угодить одному господину – Отцу Небесному откроет нам врата рая.

В продолжение своей мысли Христос напоминает нам о нестяжании. Ведь мамона – это образ богатства, материальных благ. Излишнее попечение о собственном достатке удаляет нас от Бога, делает человеческое сердце гордым. Спаситель указывает нам на многообразие окружающего мира, о котором печется Господь. Птицы и растения не заботятся о завтрашнем дне и пребывают в довольствии. Так неужели о своем лучшем творении Господь не позаботится? Некоторые люди, читая эти слова в Евангелии, приходят в смущение. Что же теперь, совсем не работать и не заботиться о будущем?

 

Конечно, Господь не призывает нас к праздности. Он лишь хочет уберечь от суетности. Если бы, выполняя ежедневные обязанности, люди больше надеялись на Господа, вверяли себя Ему, насколько проще и радостнее была бы наша жизнь! Задумайтесь, большинство всех стрессов современной жизни проистекает из-за страха перед завтрашним днем – кризисы, войны, нестроения. Нас занимают мысли: в чем хранить сбережения, куда ехать отдыхать, какую машину выгоднее приобрести, и в этой суете Бог отходит на последний план. Мы забываем, что все в руках Божьих и делается только по Его промыслу. Мы надеемся на собственные силы или на близких, и, зачастую, эти надежды не оправдываются. Отсюда проистекают скорби, жизнь кажется бессмысленной, ведь погоня за материальными благами не имеет конца, и не приносит душевного спокойствия.

 

Только вера в милость Божию, в то, что Господь есть Любовь, может дать нам опору и стабильность в самые темные времена. Так давайте доверимся Милостивому Богу, который для нас создал этот мир, наполнив его удивительными растениями и животными, мудро устроив всю Вселенную. Не бойтесь и доверьте Богу свою жизнь, а сами займитесь спасением собственной души, ведь без вашего произволения даже Господь не в силах избавить вас от греха. Вот главная задача человека в этом мире – спасение, а об остальном не заботьтесь, оставив всю свою жизнь на попечение Отца Небесного.

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *