Руководитель отдела Златоустовской епархии принял участие в онлайн — конференции «Клир и мир. Святыни и духовная жизнь русского казачества. К 100-летию Исхода»

8 декабря 2020 года под руководством председателя Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла состоялась научная конференция «Клир и мир. Святыни и духовная жизнь русского казачества. К 100-летию Исхода».

По благословению епископа Златоустовского и Саткинского Викентия в онлайн-совещании принял участие руководитель отдела по взаимодействию с казачеством, настоятель храма в честь святителя Иоанна Златоустого кафедрального центра протоиерей Андрей Фоменко.

В рамках научной конференции обсуждались следующие вопросы:

 становление и деятельность церковных организаций русской эмиграции;
 организация казачьей эмиграции;
 духовная и культурная жизнь казачьей эмиграции;
 роль священнослужителей в сохранении казачьих традиций в эмиграции;
 казачьи храмы и святыни за рубежом и др.

Мероприятие открылось приветствием митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла. Также с докладами выступили: научный руководитель Российского государственного архива социально-политической истории А.К. Сорокин, ученые, казачьи духовники, казаки, исследователи из регионов Российской Федерации и зарубежья, в т.ч. князь Александр Александрович Трубецкой, председатель Общества памяти Императорской Гвардии (Париж, Франция).

Конференция позволила определить полноту историографического освоения темы, использования новых исторических источников, раскрыть исторический характер основных процессов, связанных со взаимодействием церкви, общественных, политических и культурных организаций Русского Зарубежья.

Невозможно понять до конца обстоятельства российской революции 1917-1922 гг. и начавшихся в этот период исторических процессов без внимания к значению Русской Православной Церкви в жизни миллионов верующих. Церковное влияние находило отражение в повседневной жизни, трагической борьбе, принятии решений.

Среди верующих людей, оказавшихся перед страшным выбором, казаки заняли особое место. Для многих из них связь с религиозными традициями стала одним из факторов неприятия новой общественно-политической системы, установившейся в России в ходе революции 1917 года. Поражения Белой армии запустили процесс эвакуации участников сопротивления и гражданских лиц, не принимавших новую власть. В истории этот процесс получил библейское наименование Исход.

Трагические события вековой давности стали новой вехой во взаимоотношениях казачества и Русской Православной Церкви. Архиереи и священники, покинувшие свои дома вместе с Белым движением, стали одними из основных хранителей казачьих культурных традиций. Церковь заняла особое место в жизни мигрантов, что нашло отражение в их повседневной жизни.

Донские, кубанские, терские и астраханские казаки, эвакуированные вместе с Русской армией генерала П. Н. Врангеля, сразу же создавали церкви, которые размещались в палатках и бараках. При каждом приходе обязательно создавался церковный хор. Ни одна торжественная дата православного календаря не обходилась без официальных поздравлений и коллективного празднования в лагерях русских беженцев. Проводились массовые молебны и крестные ходы.

Новые казачьи организации и общины, появившиеся после расселения первоначальных мест эвакуации, в Болгарии, Королевстве сербов, хорватов и словенцев, Франции, Чехословакии, создают собственные церковные приходы, которые становятся центрами общественной жизни казаков и представителей других общностей русской эмиграции.

В рамках церковных приходов осуществляется взаимодействие, организация взаимопомощи, просветительская и благотворительная деятельность. В храмах хранились реликвии казачьих войск и знамена подразделений белых армий. Церковные дисциплины сохранялись во многих образовательных учреждениях русской эмиграции, в том числе — в тех, которые создавались казаками.

Церковь оставалась одним из наиболее важных центров объединения казачества в условиях эмиграции, способствовала поддержанию связей казаков друг с другом и сохранению важных элементов традиционной казачьей культуры.

В завершение конференции председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством отметил важность подобных мероприятий в вопросах сохранения исторической памяти, повышения интереса современного общества к изучению истории российского казачества, роли Русской Православной Церкви в сохранении традиций казачества, его самосознания в годы революции, Гражданской войны и эмиграции.

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *