29 ноября 2020 года, в Неделю 25-ю по Пятидесятнице, день памяти апостола и евангелиста Матфея, епископ Златоустовский и Саткинский Викентий совершил Божественную литургию в домовом крестовом храме, в честь святителя Петра, митрополита Московского и всея Руси. Его Преосвященству сослужил иеродиакон Савва (Маня).
На сугубой ектении возносились молитвословия о единстве Святого Православия и сохранении Церкви Христовой от разделений и расколов; возглашались особые прошения о спасении людей от морового поветрия и была прочитана молитва об избавлении от губительной язвы.
За Божественной литургией читалось уставное Евангелие от Луки (Лк.10:25-37. – Зачало 53)
Притча о милосердном самарянине:
В то время некий учитель Закона встал и, желая испытать (славянск. искусить) Иисуса, сказал: «Учитель! Что мне делать, чтобы унаследовать жизнь вечную?»
Он же сказал ему: «В Законе что написано? Как ты читаешь?»
Тот сказал в ответ: «Возлюби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всей душой твоею, и всей силой твоею, и всем рассуждением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лев.19:18; Втор.6:5, 10:12). А Иисус сказал ему: «Ответил ты правильно; поступай так, и будешь жить». Но тот, желая оправдать себя, сказал Иисусу: «А кто мне ближний?»
На это Иисус ответил: «Шёл некий человек из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам; те раздели его, изранили и ушли, оставив полумёртвым. Некий священник случайно шёл той же дорогой, увидел его и прошел другой стороной дороги. Также и левит, придя на это место, посмотрел и прошёл мимо. А некий путешествующий самаритянин[*], оказавшийся на том месте, увидев его, от сердца сжалился.
Он подошёл и омыл ему раны вином, помазал оливковым маслом, перевязал, а после, погрузив на собственного осла, привёз его в гостиницу и там принял на себя заботы о нём. И на другой день, отъезжая, он вынул два динария, вручил хозяину гостиницы и сказал: „Позаботься о нем, а если потратишь больше, на обратном пути я всё тебе выплачу“.
Кто же из этих троих, по твоему мнению, оказался ближним для пострадавшего от разбойников?»
Тот сказал: «Сотворивший для него дело милосердия».
И сказал ему Иисус: «Ступай, и поступай так же».
Заметки к евангельскому чтению
[*] Самаряне (самаритяне) – потомки жителей Израильского (Северного) царства, возникшего в результате раскола древнееврейской монархии после смерти царя Соломона (931 г. до н. э.). Просуществовав два столетия, оно было завоевано ассирийцами (в 722 году до н. э.), а его население, депортированное вглубь огромной Ассирийской империи, ассимилировалось с другими семитическими народами и исчезло с мировой арены.
Немногие израильтяне, оставленные на месте для ведения сельскохозяйственных работ, смешались с приехавшими сюда язычниками; их потомки и стали называться по имени бывшей израильской столицы Самарии «самарянами» (или «самаритянами»). Они сохранили веру в Единого Бога, но из всех священных книг Библии признавали лишь Пятикнижие Моисеево.
Напротив, жители Иудейского царства (со столицей в Иерусалиме), хотя и разгромленного в 587 году до н. э. вавилонским завоевателем Навуходоносором II, сумели сохранить в Вавилонском плену свою веру и этническую общность, но это далось им через гипертрофированное ощущение национальной исключительности («чистоты крови»).
Иудеи презирали самарян как нечистокровных «еретиков», относясь к ним хуже, чем к язычникам, и, подобно нашим старообрядцам, считали осквернением для себя всякое общение с иноверными. В общем, эти родственные народы питали друг к другу столь же «нежные» чувства, что и современные семиты – израильтяне и палестинские арабы, почитаемая могила общего праотца которых, Авраама, находится в хевронской мечети!
В этом – поучительный исторический парадокс: наибольшую ненависть обычно испытывают по отношению к родственникам. Вспомним о бесконечных семейных преступлениях и гражданских войнах.
+ + + + + + +
Притча о милосердном самарянине[*]
Эту притчу приводит нам только один евангелист Лука. Она построена как ответ Господа на вопрос искушавшего, то есть желавшего уловить Его в слове, книжника: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Господь заставляет лукавого законника самого дать ответ словами из книг Второзакония (Втор.6:5) и Левит (Лев.19:18) о любви к Богу и ближним.
Указав ему на требования Закона, Господь хотел заставить его глубже вникнуть в силу и значение этих требований и понять, как далеко тот стоит от их исполнения. Законник, видимо, почувствовал это, почему и сказано, что он, «желая оправдать себя», спросил: «А кто мой ближний?». Этим он хотел сказать, что, если и не исполняет требований Закона как следовало бы, – то лишь в силу неопределенности этих требований, так как неясно, кого же именно следует понимать под «ближним».
В ответ Господь рассказал чудную притчу о человеке, попавшемся разбойникам. Мимо него прошли и священник и левит, и пожалел его только самарянин – человек, ненавистный для иудеев и презираемый ими. Этот самарянин лучше священника и левита понимал, что для исполнения заповеди о милосердии нет различия между людьми: все люди – ближние нам. Как мы видим, эта притча не вполне соответствует вопросу законника. Законник спрашивал: «Кто есть мой ближний?», а притча показывает, как и кто из всех троих, видевших несчастного, сделался ближним для него.
Притча, следовательно, учит не тому, кого надо считать ближним, а как самому сделаться ближним для каждого человека, нуждающегося в милосердии. Различие между вопросом книжника и ответом Господа имеет большое значение потому, что в Ветхом Завете, ради ограждения избранного народа Божия от дурных влияний, устанавливались различия между окружающими людьми, и «ближними» для еврея считались только его соотечественники и единоверцы.
Новозаветный нравственный закон отменяет все эти различия и учит уже всеобъемлющей евангельской любви ко всем людям. Законник спрашивал: «Кто мой ближний?», как бы опасаясь возлюбить людей, которых он не должен любить. Господь же поучает его, что он должен сам сделаться ближним тому, кто в нём нуждается, а не спрашивать: ближний он ему или нет? Не на людей надо смотреть, а на своё собственное сердце, чтобы не было в нем холодности священника и левита, а было милосердие Самарянина.
Если ты будешь рассудком различать между ближними и не ближними, то не избежишь жестокой холодности к людям и будешь проходить мимо «впадшего в разбойники», как поступили священник и левит, хотя этот человек, как иудей, был им ближний. Милосердие – условие наследования жизни вечной.
Архиепископ Аверкий (Таушев)