Древлехранитель Златоустовской епархии принял участие в круглом столе, посвященном 100-летию подвига новомучеников и исповедников Российских при изъятии святынь

В первой половине 1922 года большевистская власть под предлогом борьбы с голодом в Поволжье и в других регионах РСФСР приступила к конфискации церковных ценностей, сопровождавшейся поруганием святынь и массовыми репрессиями против духовенства и верующих. Этой трагической годовщине посвящена новая мультимедийная экспозиция «100-летие подвига новомучеников и исповедников Российских при изъятии святынь», открывшаяся 6 декабря 2022 года в Москве, в историческом парке «Россия — Моя история» (ВДНХ, павильон 57).

Выставка, организованная Патриаршим советом по культуреПравославным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом, историческими парками «Россия — Моя история» и Фондом содействия сохранению христианских ценностей при поддержке Фонда президентских грантов, также пройдет в 10 регионах страны: Владивостоке, Новосибирске, Омске, Пятигорске, Самаре, Ставрополе, Тюмени, Уфе, Челябинске и Южно-Сахалинске.

К открытию выставки было приурочено проведение круглого стола «100-летие подвига новомучеников и исповедников Российских при изъятии святынь».

Заседание открыл  председатель Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечиванию памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской митрополит Крутицкий и Коломенский Павел.

Приветствуя собравшихся, владыка отметил: «В нашей рабочей группе по увековечиванию памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской был поставлен вопрос, как правильнее говорить: «изъятие святынь» или «изъятие церковных ценностей»? Мы приняли решение говорить «изъятие православных святынь». Но потом, встречаясь с разными светскими и церковными людьми, я понял, что все же правильнее говорить об «изъятии церковных и духовных ценностей», потому что это была попытка не только изъять какие-то вещественные ценности, но самое важное, о чем не говорилось, но подразумевалось как бы само собой, — это была попытка изменить генетический код нашего народа, его суть. Изъятие материальных ценностей было продиктовано желанием лишить наш народ церковных святынь, а вместе с ними — наших традиций и духовных ценностей». Владыка Павел выразил надежу, что все посетители экспозиции откроют для себя много нового и полезного и, главное, поймут, что главная ценность, которой мы обладаем, — это Святая Русь. Закончил владыка пожеланием, чтобы молитвами новомучеников и исповедников Господь укреплял веру нашего народа.

Заместитель заведующего отделом новейшей истории Русской Православной Церкви Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета иерей Александр Мазырин рассказал об участии университета в подготовке выставки и передал слово старшему специалисту отдела М.М. Гару, который ознакомил собравшихся с концепцией выставки и ее наполнением.

Научный сотрудник отдела новейшей истории Русской Православной Церкви иерей Сергий Иванов выступил с докладом «Каких целей достигла кампания по изъятию церковных ценностей?». Он озвучил официальные причины, по которым была начата кампания по изъятию церковных ценностей, а также ее реальные мотивы, рассмотрев данную тему с трех сторон — политической, финансовой и духовной. Политические причины были связаны с желанием советского правительства добиться своего признания со стороны зарубежных государств и прекратить международную изоляцию, а заодно устранить Русскую Церковь как политического противника. Финансовые причины были обусловлены необходимостью наполнить опустевший золотой фонд страны и восстановить народное хозяйство. Духовная сторона вопроса состояла в идеологической несовместимости религии и коммунизма.

Историк А.Л. Мясников рассказал малоизвестную историю исчезновения вывезенных из Санкт-Петербурга в город Тихвин предметов церковной утвари, а также о том, как под предлогом помощи голодающим изъятые церковные ценности шли на личное обогащение творцов революции.

Древлехранитель Златоустовской епархии иерей Алексий Алексеев сделал доклад на тему «Опыт изучения истории гонений XX века на примере Златоустовской епархии». В нем он обратил внимание на актуальность и востребованность изучения церковной истории на Южном Урале, столетие назад тяжко пострадавшего от обновленческого раскола. Так на основе проводимых от музея архивных работах стало известным судебное дело над настоятелем Троицкого собора г. Златоуста протоиереем Гавриилом Стереженко, пострадавшего от клеветы и подложных писем собратьев, вышедших из церковного общения с Патриаршей церковью. Ситуация на тот момент истории было омрачена существованием нескольких юрисдикций, в том числе и псевдоцерковных.

Так, в  ноябре 1922 года прибывший в Уфу епископ Андрей (Ухтомский) инициировал временную автокефалию Уфимской епархии «до восстановления законной высшей церковной власти», вернее той её части, которая отказалась признавать обновленчество, одновременно епископ Андрей усвоил Златоустовскому викариатству самостоятельный статус. Один из епископов под давлением власти вместе с духовенством перешёл в обновленчество, но промыслом Божиим, вернулся в молитвенное общение с патриаршим местоблюстителем Сергием (Страгородским). Проводимая советской властью кампания по изъятию святынь в Златоусте проводилась с анкетированием духовенства. Именно эти анкеты, сохранившиеся в местном архиве, открывают масштаб начавшихся гонений на Церковь.

Музей Златоустовской епархии, в котором обозначены основные вехи церковной истории на Урале, ставит своей целью дать посетителям понимание важности изучения истории и извлечения верных выводов. Изучение подвига новомучеников привлекло внимание не только прихожан местных храмов, но и получило отклик в молодёжной среде. В текущем году деятельность музея была высоко оценена на общецерковном конкурсе «Сохранение церковной истории» Патриаршего совета по культуре, Всероссийском конкурсе краеведов, работающих с молодежью Российского исторического общества, а также удостоена премии Губернатора Челябинской области в сфере молодежной политики в номинации «Патриотическое воспитание» за осуществление деятельности по воспитанию в молодежи гражданственности, патриотизма, преемственности традиций, уважения к отечественной истории, историческим, национальным и иным традициям народов Российской Федерации.

Директор Мемориального центра «Бутово» И.В. Гарькавый выступил с докладом «Память Церкви о подвиге новомучеников: проблемы, задачи, решения», рассказав о работе, осуществляемой приходом храма Новомучеников и исповедников Российских в Бутове при поддержке Фонда президентских грантов, в частности, о передвижной выставке «Русская голгофа: 1917–1921», повествующей о подвиге, который совершили русские люди в те годы.

С заключительным докладом на тему «Почитание новомучеников церковным народом в наше время: направления деятельности Церкви» выступил благочинный московского Сретенского ставропигиального монастыря иеромонах Афанасий (Дерюгин). Он обратил внимание на тот факт, что почитание новомучеников за последние годы не увеличивается, а число верующих людей, знающих имена подвижников благочестия XX века, — мало. Отец Афанасий озвучил ряд предложений по исправлению ситуации, в частности: более частое совершение посвященных новомученикам богослужений на приходах; написание и более широкое распространение житий новомучеников; организация туристических и паломнических маршрутов по местам, связанным с жизнью и подвигом новомучеников; поиск в биографиях новомучеников близких современным людям тем; распространение информации о покровительстве новомучеников врачам, юристам, учителям и т.д.

В завершение встречи митрополит Крутицкий и Коломенский Павел поблагодарил участников круглого стола, создателей и организаторов выставки, отметив важность рассмотренных вопросов и их актуальность в наши дни.

Патриарший совет по культуре Патриархия.ru

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 × три =