Во второе воскресенье Успенского поста епископ Викентий совершил Литургию в домовом храме

23 августа 2020 года – Неделя 11-я по Пятидесятнице, попразднство Преображения Господня, день памяти новомучеников и исповедников Соловецких и Валаамских святых

Правящий архиерей — епископ Златоустовский и Саткинский Викентий, в этот день совершил Божественную литургию в архиерейском крестовом домовом храме в честь святи-теля Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси в сослужении клирика Серафимовского кафедрального собора г. Златоуста иеродиакона Саввы (Маня).

На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Святого Православия и сохранении Церкви Христовой от разделений и расколов, возглашалось и прошение о спасении Отечества нашего и всей земли от морового поветрия. После сугубой ектении Архиерей вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую.

По окончании богослужения, Владыка произнес поучение и преподал свое благословение.

 

+ + + + + + +

Поучение в Неделю 11-ю по Пятидесятнице (Мф. 18. 28—35)

О жестоком взаимодавце

Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас брату прегрешений его (35 ст.).

Господь наш Иисус Христос, желая приблизить учение Свое к пониманию народа, иногда излагал его иносказаниями, сравнениями, притчами.

Так, желая, например, показать, как Слово Божие падает на сердце человеческое и какие приносит плоды, Христос однажды рассказал притчу о Сеятеле.

В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали притчу о злом, жестоком взаимодавце. Эту притчу Иисус Христос рассказал по следующему поводу. Однажды апостол Петр спросил Его: сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? До семи ли раз? Христос ответил: «до седмижды семидесяти раз» (Мф. 18. 21—22), т. е. бес-численное число раз прощать, всегда прощать.

И вот, желая раскрыть эту заповедь о всепрощении Христос и рассказал притчу о безжалостном взаимодавце. Напомним кратко содержание этой притчи.

Царство Небесное, сказал Христос, подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими. Среди должников оказался задолжавший десять тысяч талантов. Он не имел средств, чтобы заплатить такую огромную сумму. И приказал царь продать его самого, семью его и все, что имел он, и уплатить долг.

Тогда должник, взмолился: Государь, потерпи на мне, и все тебе заплачу. Умилосердился царь: простил ему весь долг и отпустил на свободу.

Казалось бы, что столь явное и щедрое милосердие должно было растрогать должника, смягчить сердце, расположить к собственному милосердию. Но этого не произошло. Напротив, встретив на улице своего мелкого должника, задолжавшего ему всего десять динариев [Еврейский серебряный талант стоит приблизительно 2400 р., а динарий — 20 копеек.], он жестоко с ним обошелся. Как ни просил должник потерпеть долг его, он напал на него, стал душить, требуя немедленной уплаты долга. И когда денег у должника не оказалось, то посадил его в темницу. Узнав об этом, царь разгневался, назвал его злым рабом и отдал истязателям, пока не отдаст весь долг.

Так и Отец Мой Небесный, — заключил Иисус Христос притчу, — поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату согрешений его (Мф. 18. 35).

Таково содержание притчи. Иисус Христос рассказал ее, чтобы и слушателей, и нас всех призвать к прощению согрешений друг другу.

Братие и сестры! Все мы должники и пред Богом и друг перед другом. Взаимные долги наши — это взаимные грехи наши: грехи осуждения, оскорбления, грехи зависти, гнева, вражды и прочие. Предаваясь этим грехам, мы меньше всего думаем о взаимном проще-нии их, о смягчении своего сердца, о примирении друг с другом.

Что нам больше всего мешает это делать?

Мешает самолюбие, гордость наша. Она не позволяет нам правильно, беспристрастно оценивать свои поступки, свое поведение. Не позволяет нам уразуметь свою собственную вину против тех, с кем мы ссоримся, враждуем, ибо мы вызываем их на ответные обиды, оскорбления и тем толкаем на грех, являясь виновниками их греховного состоя-ния.

Братие и сестры! Чтобы предохранить себя от грехов против ближнего, надо не только видеть собственные грехи против него, но знать и другие причины греховных поступков наших ближних. И тогда окажется, что болезнь одного из наших знакомых сделала его раздражительным, невоздержанным, грубым в словах, суждениях. Узнав об этом (этой причине) нам легче будет потерпеть его, не так остро принимать к сердцу его резкие вы-пады против нас, а там — и пожалеть и посочувствовать ему в болезни его.

Вот мы столкнулись с замкнутостью, недоверчивостью, холодностью другого знакомого. Оказалось, что он переживает семейную драму. Ссоры и раздоры в семье вытеснили мир, добродушие, доброжелательность из его души и привели к необщительности, угрю-мости и ожесточению в обращению и с нами. Узнав об этом (семейной драме) нам легче простить его грубость и обиды, чем если бы мы не знали о его семейном несчастии.

Всегда нам, дорогие мои, следует помнить, что все мы виноваты друг пред другом, ибо грешим потому, что очень плохо относимся друг к другу. Будь каждый из нас незлобив, кроток, смиренен, любвеобилен и не нашлось бы человека на земле, который согрешил бы чем либо против нас. Если же согрешает, значит причина кроется в нас самих, в наших собственных грехах и недостатках.

Нам трудно признаваться в грехах своих даже пред самими собою, пред своей собственной совестью, а еще труднее, из-за гордости нашей, прощать грехи, обиды, оскорблений «должникам», обидчикам нашим. А между тем без такого прощения не будет нам проще-ния ни от людей, ни от Бога. Если не будете прощать людям согрешений их, — говорит Христос, — то и Отец ваш небесный не простит вам согрешений ваших (Мф. 6. 15).

Как и когда прощать? Священное Писание говорит нам: Если согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобой и им одним: если послушает тебя, то при-обрел ты брата твоего (Мф. 18. 15).

Если я и обидчик мой при встрече откроем помышления сердец своих и простим друг друга, то мы вновь приобретем себя взаимно, как брат брата.

Возлюбленные братие и сестры! Читая молитву Господню (Отче наш) и доходя до слов: прости нам долги (грехи) наши, как и мы прощаем должникам нашим, (Мф. 6. 12; Лк. 11. 4), мы должны сразу же остановиться и спросить себя: «а простил ли я перед мо-литвой своих должников (обидчиков)?» Если не простил, то и Господь меня не простит (Мф. 6. 15). Значит, напрасна будет моя молитва. Тщетна будет моя надежда на проще-ние от Господа. И наоборот, если перед произнесением молитвы Господней от чистого сердца простил обидчиков, то могу преисполниться надеждой, что Господь по Своей ми-лости простит меня.

Без прощения друг друга, без примирения с ближним, без участия в его скорбях, без рас-положения к нему, не может быть духовного преуспеяния в нашей жизни.

Слово Божие предупреждающе говорит нам, что если мы пошли в храм и по дороге вспомнили, что наш сосед обижен нами, те сначала должны пойти к нему и примириться с ним. И уже тогда отправиться в храм и принести дар свой (молитву свою) пред алтарем Господним.

Для Бога никакие дары и жертвы наши не приемлемы, если они не сопровождаются про-щением, милосердием друг другу, Милости хочу, а не жертвы, — так говорит Господь.

Он всех нас любит, долготерпит, милует, прощает согрешения наши, но лишь тогда, когда мы сами прощаем друг друга.

Братие и сестры! Не любя ближнего, не прощая его, не мирясь с ним, мы закрываем путь к нам Господу Богу и тем лишаем себя света, добра, мира, любви, правды и радости, т. е. лишаем себя всего того, ради чего мы созданы и призваны жить на земле. Господи! Из-бави нас от всех наших напастей, всели в сердце наше дух истины и любви, дух мира и прощения друг друга. Аминь.

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *